Россия и Америка накануне 1917 г.: ключевые контрасты

В начале ХХ века Россия и Америка неумолимо шли к конфронтации в силу роковой комбинации сходных и противоположных характеристик. Они принадлежали к крупнейшим странам мира по численности населения, природным ресурсам и потенциалу лидерства, но при этом были анти­подами по духовному складу, политическому устройству и экономике. 

Обе страны относились к ареалу христианской культуры. США замыкали его на западе, а Россия на востоке. Это положение соответствовало противоположным девиациям по отношению к материнской культуре. США формировались как продвинутый вариант европейских демократий, а устройство власти и экономика России складывались под влиянием кодов Востока. Полярные девиации столкнулись в 1917 году: началась эпоха противостояния двух держав, продолжающаяся до сих пор.

📜 В статье даётся сжатое табличное сравнение ключевых характеристик России и США накануне 1917: население, экономика, идеология и др. Таблицу завершает краткий комментарий.

Небогатая семья фермеров, владеющая фермой площадью восемьдесят акров. Техас-Уэст.
Фото 1913. [34].
Пятилетний мальчик участвует в сборе хлопка, семилетний собирает 100 фунтов в день, девятилетний около 100, одиннадцатилетний 200, тринадцатилетний 250, взрослые 300-400 фунтов в день.

Русские крестьяне. 
Фото между 1915 и 1920. [33]

Таблица ключевых характеристик России и США накануне 1917 г.

В каких весовых категориях находились будущие соперники накануне противостояния? Толкало ли соотношение сил к конфликту? Таблица показывает насколько различны были их миры. 

Показатели

Царская Россия

Соединённые Штаты

Население (млн чел)

~ 158 – 166 (1913 г.) [1]

Третье место в мире

Быстро росло: в 1897 г.  126.4 (перепись) [3]

~ 97.2 (1913 г.) [2]

 Четвёртое место в мире

Быстро росло: в 1900 г. 76.2 (перепись) [4] 

Ожидаемая продолжительность жизни (лет)

1913:

муж. – 33.6, жен. – 35.2 [5]

1913:

муж. –  51.7, жен. – 55.5 [6]

Доля грамотных

21 % (1897, перепись) →

~ 40% (1913). [7]

89.3% (1900, перепись) →

92.3% (1910, перепись) [8]

Число учащихся школ на 1000 человек

59 (1914) [9]

В 1908 г. издан закон об обязательном начальном образовании, но реализация закона задержалась. 

213 (1914) [10]

Дети 8–14 лет обязаны были учиться в школе. Бесплатные начальные школы были доступны повсеместно.

Городское население

~ 18% (1913) [11]

~ 50% (1913)

 45.6% (1910, перепись) [12] 

Уровень экономического развития

Среднеразвитая буржуазно–феодальная страна

Развитая капиталистическая страна 

Доля в мировом ВВП

8.6 % (1913) [13]

Шестое место в мире 

19.1% [14]

Первое место в мире (с 1890–х)

ВВП на душу населения

~27% от уровня США [15]

370 % к уровню России [16]


Доля в мировом промышленном производстве

5.5% (1913) [17]

35.8% (1913) [17]

Место в мире по объёму производства зерна

Второе [18]

Первое [18]

Экономические кризисы

Хроническое недопроизводство Периодический голод

Хроническое перепроизводство

Затоваривание

Структура собственности

Капиталистические формы собствен­ности соседствовали с феодальными

Полное доминирование частной капиталистической собственности

Национальный рынок

В стадии становления

Развитый

Роль государства в экономике

Государственный контроль экономики

Принцип laissez–faire с антимонопольным контролем

Территориальное государственное

устройство

Унитарное централизованное государство

Федерация

Формы правления

Автократия

Абсолютная монархия → дуалистическая монархия (1906–1917) → Временное правительство/движение к демократии (март–октябрь 1917)

Демократия

Президентская республика с системой сдержек и противовесов

Уровень выборности власти

Куриальная система выборного права в парламент (Думу) со множеством ограничений

Прямое представительство большинства граждан в парламенте и других органах власти

Суд и закон

Независимый суд Лимитированная законность

Независимый суд.

Стабильное верховенство закона

Социальная политика

Социальные проблемы решались революциями

Социальные проблемы решались реформами

Избирательные права женщин

Женщины получили право голоса после Февральской революции 1917 года

Женщины получили право голоса в 1910 г. в штате Вашингтон, в 1911 г. – в Калифорнии, затем в других штатах.

Число высших учебных заведений

117 (1913) [19]

~ 1000 (1900) [20]

Система ценностей

Православная, антибуржуазная.

Идеал равенства, культ общественного служения, ориентация на территориальное величие.

Протестантская, предпринимательская, индивидуалистическая.

Идеал свободы, ориентация на экономическое процветание.

Понимание роли в мировой истории

Объединитель наций, спасающий мир от прагматизма/материализма Запада и опекающий народы отсталого Востока

Маяк демократии и свободной торговли, расширяющий влияние через экономические связи и продвигающий ценности демократии через лидерство

Культурная
жизнь

Серебряный век русской культуры в литературе, философии и искусстве, с акцентом на модернистских и мистико–религиозных направлениях.

Развитие массовой культуры (джаз, кино, коммерческие развлечения). В высокой культуре развивались европейские классические традиции в паре с «Американским Ренессансом». 

 

От характеристик к отношениям

✅Накануне эпохи противостояния, начавшейся в 1917 г., Россия разительно отставала от США в экономике, развитии политической системы, уровне жизни и образования. США уступали в размерах численности населения и территории. Уступали существенно.

✅Для мессианских претензий имперской России лидерство бывшей колонии Нового света по ключевым показателям развития было роковым вызовом. Большое отставание второй империи мира в экономике, уровне жизни и образовании играло роль триггера односторонней враждебности. Быстрый рост политического и экономического влияния США в мире способствовал обострению отношений двух держав.

В контексте большого отставания России от США объявление большевистским Кремлём войны "умирающему американскому капитализму" можно счесть или безумием, или обновлённым имперским планом России в обличии популярных левых идей.
Трудно заподозрить в безумии первое большевистское правительство, названное внешними наблюдателями самым образованным правительством мира. Большевикам нельзя отказать в гроссмейстерском мастерстве в захвате и удержании власти. Что касается имперских планов, то отрицать их невозможно. Красные комиссары никогда не скрывали свои претензии на роль центра "мировой республики советов".

Прошлое в настоящем

Прошло больше ста лет. Отставание России в экономике увеличилось, устройство власти достигло дна, но страна подтянулась в образовании и продолжительности жизни.

Самый разительный сдвиг в характеристиках двух держав произошёл в численности населения. Россия прошла через демографическое разорение (по некоторым оценкам, население России сегодня может быть не более 100 млн), а население Америки выросло с 76.1 млн до почти 350 млн!

Особую устойчивость показала система ценностей и идеология России. Как в прошлом, Кремль претендует на духовное превосходство над "паразитическим" Западом. Как в прошлом, стремится к территориальному величию. Прогресс Запада и США видится Кремлю регрессом, а собственное гниение – особой цивилизацией. И наоборот, регресс Соединённых Штатов, дно его политики, активно поддерживаются Кремлём.

Что касается США, происходящие сегодня социально-политические изменения выглядят бегством от идеалов и понимания роли в мировой истории, продержавшиеся 250 лет. 

Другие статьи этой серии

_______________________________

[1] Численность, состав и движение населения СССР: Статистические материалы. М: ЦСУ СССР, 1965. с. 9, <https://istmat.org/files/uploads/31715/naselenie-sssr-1965.pdf>; National Bureau of Economic Research. The Transition in Eastern Europe, Chicago, 1992. Volume 1, p. 222. https://www.nber.org/system/files/chapters/c6021/c6021.pdf.

[2]  http://demographia.com/db-uspop1900.htm.

[3] Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Население империи по переписи 28–го января 1897 года. По уездам. С–Петербург, 1898, с. 26. https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_v19_rc_1303666?page=30&rotate=0&theme=white 

[4] U.S. Census Bureau. Population: 1790 to 1990. Table from CPH-2-1, 1990 Census of Population and Housing, Population and Housing Unit Counts, United States. U.S. Government Printing Office, Washington, D.C., 1990. Available at: https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/1990/tables/cph-2/table-4.pdf 

[5] Вишневский А. Россия-2013: Высокая смертность, низкая рождаемость.
https://globalaffairs.ru/articles/velikaya-malonaselennaya-derzhava-2/.

[6] Life Tables for the United States Social Security Area 1900-2100. Table 10 — Period Life Expectancies at Selected Exact Ages, by Sex and Calendar Year. https://www.ssa.gov/oact/NOTES/as120/LifeTables_Tbl_10.html 

[7] Ефимова М. П., Долгих Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до учёных степеней. // Вопросы статистики, 2016, № 9. с. 77–84. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/vopr_stat/gramot.pdf; http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr%20.

[8] Nces.ad.gov. The Institute of Education Sciences, 1993. 7 Feb. 2020 https://nces.ed.gov/naal/lit_history.a.

[9] Миронов Б. М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.). Т. 2, СПб, 2003, с. 384.

[10] Миронов Б. М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.). Т. 2, СПб, 2003, с. 384. 

[11] Численность, состав и движение населения СССР: Статистические материалы. М: ЦСУ СССР,1965. https://istmat.org/files/uploads/31715/naselenie-sssr-1965.pdf. 

[12] U.S. Census Bureau. Population: 1790 to 1990. Table from CPH-2-1, 1990 Census of Population and Housing, Population and Housing Unit Counts, United States. U.S. Government Printing Office, Washington, D.C., 1990. Available at: https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/1990/tables/cph-2/table-4.pdf

[13] Maddison A. The world economy, OECD, 2006, p. 263. https://www.stat.berkeley.edu/~aldous/157/Papers/world_economy.pdf.

[14] Fordham University, Modern History Sourcebook: Tables Illustrating the Spread of Industrialization, https://sourcebooks.fordham.edu/mod/indrevtabs1.asp. 

[15] How was life? Global well-being since 1820, p. 67, https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-was-life/gdp-per-capita-in-selected-countries-1820-2010_9789264214262-table14-en. 

[16] How was life? Global well-being since 1820, p. 67, https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-was-life/gdp-per-capita-in-selected-countries-1820-2010_9789264214262-table14-en. 

[17] Fordham University, Modern History Sourcebook: Tables Illustrating the Spread of Industrialization, https://sourcebooks.fordham.edu/mod/indrevtabs1.asp. 

[18] Gregory Paul. Russian national income, 1885-1913.  London, 1982, p. 158. 

[19] Иванов А.Е. Высшая школа в России. СПБ, 1995https://istmat.org/node/239.

[20] Reeves, Thomas. Twentieth-Century America: A Brief History. New York, 2000, p. 6.

[33] Bain News Service, Publisher. Russian Peasants. ca. 1915. [Between and Ca. 1920] Photograph. https://www.loc.gov/item/2014704169/.

[34]  Hine, L. W., photographer. (1913) Sulak family, frugal Bohemian farmers own an eighty acre farm near West. Will raise twenty bales of cotton this year. These are all members of family. The five year old picks cotton some. The seven year old picks one hundred pounds a day. The nine year old picks about a hundred pounds. The eleven year old two hundred pounds, thirteen year old two hundred and fifty pounds. The adults pick three or four hundred a day. Note the care they take of the children and of the home. It was the end of a week and a sort of holiday, but the whole situation shows how much better standard the farm owners keep than do the "renters". See Hine report. Contrast with this photo some of those of the "renters.". Location: West, Texas. United States Texas West, 1913. November. [Photograph] Retrieved from the Library of Congress, https://www.loc.gov/item/2018677649/.

Государственный антиамериканизм от Ленина к Путину