Россия и Америка накануне 1917 г.: ключевые контрасты
В начале ХХ века Россия и Америка неумолимо шли к конфронтации в силу роковой комбинации сходных и противоположных характеристик. Они принадлежали к крупнейшим странам мира по численности населения, природным ресурсам и потенциалу лидерства, но при этом были антиподами по духовному складу, политическому устройству и экономике.
Небогатая семья фермеров, владеющая фермой площадью восемьдесят акров. Техас-Уэст. Фото 1913. [34]. Пятилетний мальчик участвует в сборе хлопка, семилетний собирает 100 фунтов в день, девятилетний около 100, одиннадцатилетний 200, тринадцатилетний 250, взрослые 300-400 фунтов в день. |
Таблица ключевых характеристик России и США накануне 1917 г.
Показатели |
Царская Россия |
Соединённые
Штаты |
Население (млн чел) |
~ 158 – 166 (1913 г.) [1] Третье место в мире Быстро росло: в 1897 г. 126.4 (перепись)
[3] |
~ 97.2 (1913 г.) [2] Четвёртое место в мире Быстро росло: в 1900 г. 76.2 (перепись) [4] |
Ожидаемая
продолжительность жизни (лет) |
1913: муж. – 33.6, жен.
– 35.2 [5] |
1913: муж. – 51.7, жен.
– 55.5 [6] |
Доля грамотных |
21 % (1897, перепись) → ~ 40% (1913). [7] |
89.3% (1900, перепись) → 92.3% (1910, перепись) [8] |
Число учащихся школ на
1000 человек |
59 (1914) [9] В 1908 г. издан закон об обязательном начальном образовании, но
реализация закона задержалась. |
213 (1914) [10] Дети 8–14 лет обязаны были учиться в школе. Бесплатные начальные
школы были доступны повсеместно. |
Городское население |
~ 18% (1913) [11] |
~ 50% (1913) 45.6% (1910, перепись) [12] |
Уровень экономического
развития |
Среднеразвитая
буржуазно–феодальная страна |
Развитая
капиталистическая страна |
Доля в мировом ВВП |
8.6 % (1913) [13] Шестое место в мире |
19.1% [14] Первое место в мире (с
1890–х) |
ВВП на душу населения |
~27% от уровня США [15] |
370 % к уровню
России [16] |
Доля в мировом промышленном
производстве |
5.5% (1913) [17] |
35.8% (1913) [17] |
Место в мире по объёму производства
зерна |
Второе [18] |
Первое [18] |
Экономические кризисы |
Хроническое
недопроизводство Периодический голод |
Хроническое перепроизводство Затоваривание |
Структура собственности |
Капиталистические формы
собственности соседствовали с феодальными |
Полное доминирование частной
капиталистической собственности |
Национальный рынок |
В стадии становления |
Развитый |
Роль государства в
экономике |
Государственный контроль
экономики |
Принцип laissez–faire с
антимонопольным контролем |
Территориальное
государственное устройство |
Унитарное
централизованное государство |
Федерация |
Формы правления |
Автократия Абсолютная монархия → дуалистическая
монархия (1906–1917) →
Временное правительство/движение к демократии (март–октябрь 1917) |
Демократия Президентская
республика с системой сдержек и противовесов |
Уровень выборности
власти |
Куриальная система
выборного права в парламент (Думу) со множеством ограничений |
Прямое
представительство большинства граждан в парламенте и других органах власти |
Суд и закон |
Независимый суд Лимитированная
законность |
Независимый суд. Стабильное верховенство
закона |
Социальная политика |
Социальные проблемы
решались революциями |
Социальные проблемы
решались реформами |
Избирательные права женщин |
Женщины получили право
голоса после Февральской революции 1917 года |
Женщины получили право
голоса в 1910 г. в штате Вашингтон, в 1911 г. – в Калифорнии, затем в других
штатах. |
Число высших учебных
заведений |
117 (1913) [19] |
~ 1000 (1900) [20] |
Система ценностей |
Православная, антибуржуазная. Идеал равенства, культ общественного
служения, ориентация на территориальное величие. |
Протестантская,
предпринимательская, индивидуалистическая. Идеал свободы, ориентация
на экономическое процветание. |
Понимание роли в
мировой истории |
Объединитель наций,
спасающий мир от прагматизма/материализма Запада и опекающий народы отсталого
Востока |
Маяк демократии и
свободной торговли, расширяющий влияние через экономические связи и продвигающий
ценности демократии через лидерство |
Культурная
жизнь
|
Серебряный век русской культуры
в литературе, философии и искусстве, с акцентом на модернистских и
мистико–религиозных направлениях. |
Развитие массовой
культуры (джаз, кино, коммерческие развлечения). В высокой культуре
развивались европейские классические традиции в паре с «Американским
Ренессансом». |
От характеристик к отношениям
Прошлое в настоящем
Другие статьи этой серии
[1] Численность, состав и движение населения СССР:
Статистические материалы. М: ЦСУ СССР, 1965. с. 9, <https://istmat.org/files/uploads/31715/naselenie-sssr-1965.pdf>; National Bureau of Economic Research. The Transition in
Eastern Europe, Chicago, 1992. Volume 1, p. 222. https://www.nber.org/system/files/chapters/c6021/c6021.pdf.
[2] http://demographia.com/db-uspop1900.htm.
[3] Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Население империи по переписи 28–го января 1897 года. По уездам. С–Петербург, 1898, с. 26. https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_v19_rc_1303666?page=30&rotate=0&theme=white
[4] U.S. Census Bureau. Population: 1790 to 1990. Table from CPH-2-1, 1990 Census of Population and Housing, Population and Housing Unit Counts, United States. U.S. Government Printing Office, Washington, D.C., 1990. Available at: https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/1990/tables/cph-2/table-4.pdf
[5] Вишневский А. Россия-2013: Высокая смертность, низкая рождаемость.https://globalaffairs.ru/articles/velikaya-malonaselennaya-derzhava-2/.
[6] Life Tables for the United States Social Security Area 1900-2100. Table 10 — Period Life Expectancies at Selected Exact Ages, by Sex and Calendar Year. https://www.ssa.gov/oact/NOTES/as120/LifeTables_Tbl_10.html
[7] Ефимова М. П., Долгих Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до учёных степеней. // Вопросы статистики, 2016, № 9. с. 77–84. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/vopr_stat/gramot.pdf; http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr%20.
[8] Nces.ad.gov. The Institute of Education Sciences, 1993. 7 Feb. 2020 https://nces.ed.gov/naal/lit_history.a.
[9] Миронов Б. М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.). Т. 2, СПб, 2003, с. 384.
[10] Миронов Б. М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.). Т. 2, СПб, 2003, с. 384.
[11] Численность, состав и движение населения СССР: Статистические материалы. М: ЦСУ СССР,1965. https://istmat.org/files/uploads/31715/naselenie-sssr-1965.pdf.
[12] U.S. Census Bureau. Population: 1790 to 1990. Table from CPH-2-1, 1990 Census of Population and Housing, Population and Housing Unit Counts, United States. U.S. Government Printing Office, Washington, D.C., 1990. Available at: https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/1990/tables/cph-2/table-4.pdf
[13] Maddison A. The world economy, OECD, 2006, p. 263. https://www.stat.berkeley.edu/~aldous/157/Papers/world_economy.pdf.
[14] Fordham University, Modern History Sourcebook: Tables Illustrating the Spread of Industrialization, https://sourcebooks.fordham.edu/mod/indrevtabs1.asp.
[15] How was life? Global well-being since 1820, p. 67, https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-was-life/gdp-per-capita-in-selected-countries-1820-2010_9789264214262-table14-en.
[16] How was life? Global well-being since 1820, p. 67, https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-was-life/gdp-per-capita-in-selected-countries-1820-2010_9789264214262-table14-en.
[17] Fordham University, Modern History Sourcebook: Tables Illustrating the Spread of Industrialization, https://sourcebooks.fordham.edu/mod/indrevtabs1.asp.
[18] Gregory Paul. Russian national income, 1885-1913. London, 1982, p. 158.
[19] Иванов А.Е. Высшая школа в России. СПБ, 1995. https://istmat.org/node/239.
[20] Reeves, Thomas. Twentieth-Century America: A Brief History. New York, 2000, p. 6.
[33] Bain News Service, Publisher. Russian Peasants. ca. 1915. [Between and Ca. 1920] Photograph. https://www.loc.gov/item/2014704169/.
[34] Hine, L. W., photographer. (1913) Sulak family, frugal Bohemian farmers own an eighty acre farm near West. Will raise twenty bales of cotton this year. These are all members of family. The five year old picks cotton some. The seven year old picks one hundred pounds a day. The nine year old picks about a hundred pounds. The eleven year old two hundred pounds, thirteen year old two hundred and fifty pounds. The adults pick three or four hundred a day. Note the care they take of the children and of the home. It was the end of a week and a sort of holiday, but the whole situation shows how much better standard the farm owners keep than do the "renters". See Hine report. Contrast with this photo some of those of the "renters.". Location: West, Texas. United States Texas West, 1913. November. [Photograph] Retrieved from the Library of Congress, https://www.loc.gov/item/2018677649/.