Россия и США на полюсах устройства власти
- формы государственного правления,
- территориальное устройство,
- политические системы,
- партийные системы,
- уровень развития гражданского общества,
- социальная стратификация.
К полюсам форм государственного правления
Между абсолютизмом и республикой
Хотя в России начала ХХ века, до прихода к власти большевиков, форма правления сменилась дважды, это не привело к углублению политического антагонизма c США или ухудшению их отношений.
Преобразование в 1906 г. абсолютной монархии в дуалистическую было шагом к демократии, ярким приверженцем которой были США. Оно не могло ухудшить отношения двух государств.
Февральская революция 1917 г., в результате которой монархия была свергнута и открылся путь к республике, предвещала развитие дружеских связей. Администрация США приветствовала «нового члена семьи демократических наций», выделила Временному правительству кредит в 325 млн. дол. (4 млрд. в современных ценах) и послала в Россию «Миссию дружбы». [1]
Движение в противоположных направлениях началось в конце 1917 г., когда большевики сделали первые шаги на пути к партийному абсолютизму под маской «рабоче–крестьянской республики» и объявили ведущую страну демократии «бешеным американским империализмом» (В. Ленин).
США с момента образования поддерживали стабильную форму государственного правления - президентскую парламентскую республику.
Общественность США традиционно осуждала царскую тиранию в России, но американская администрация поддерживала конструктивные отношения с русской монархией несмотря на рост напряжённости в отношениях на рубеже веков.
Администрация США не признала правительство В. Ленина. По мнению американской администрации, новое правительство не представляло интересы большинства граждан; захват власти большевиками был признан незаконным.
Говард Кристи. Подписание Конституции. Слева направо: Д. Вашингтон, Б. Франклин, А. Гамильтон. Источник: Architect of the Capitol. Выборность и сменяемость властиФорма государственного правления в монархической России исключала реализацию воли большинства: выборность и сменяемость власти находились в зачаточном состоянии.Тем не менее страна медленно продвигалась в направлении выборного представительства власти. В апреле 1906 г. впервые в истории России открыл работу парламент (Государственная Дума), и к участию в голосовании было допущено 3.3% населения. После Февральской революции 1917 г. впервые в истории страны состоялись всеобщие прямые выборы в парламент. |
В США форма государственного правления строилась на республиканских принципах выборности и сменяемости всех ветвей власти. Основатели американского государства считали самой важной чертой республиканского строя реализацию воли большинства: «Главное для такого правления, чтобы оно определялось большинством общества, а не его незначительной частью или предпочтительным классом.» (Д. Мэдисон, 1788 г.) [2] Первый парламент США открылся в марте 1789 г.
Администрация США признала режим правления большевиков узурпаторским, диктаторским, варварским и авантюристичным.
Сменяемость главы власти
В 1913–1921 гг. президентский пост занимал Вудро Вильсон, победивший на выборах 1912 и 1916 годов. Президент Вильсон отзывался о В. Ленине как о «создателе тирании», «апостоле ночи» и считал правительство большевиков узурпаторским. При этом Вильсон доброжелательно высказывался о России, сочувствовал русскому народу, страдавшему сначала от царской, а затем от ещё худшей, по его мнению, красной тирании.
28-й президент США В. Вильсон. Library of Congress |
На полюсах государственного территориального устройства
Унитарное государство против федерации
В 1917 г. Российская империя представляла собой унитарное централизованное государство. Центр стремился к унификации всех частей империи в административном, культурном, правовом и социальном смыслах. Незначительная часть «национальных окраин» имела статус автономий (Финляндия, Бухара, Хива и Тува). Полная русификация «национальных окраин» (в сущности, колоний) была невозможна: русские составляли только 45% населения России, русификация вызывала сопротивление. [4]
Соединённые Штаты Америки представляли собой реальную федерацию государств, имевших широкую самостоятельность в законодательстве, налогах, полиции, выборах, образовании и других сферах. В начале рассматриваемого периода в федерацию входили 47 штатов, в конце – 48: из состава штата Нью–Мексика отпочковалась Аризона. Федеральное правительство выполняло относительно узкий круг функций.
Значение центра постепенно возрастало в ответ на вызовы внутренние (монополизация и кризисы в экономике) и внешние (Первая мировая война).
В отличие от правительства большевиков, планов преобразования планеты в соединённые штаты мира американская администрация не имела.
Территориальное устройство и национальный вопрос
В России государственное территориальное устройство и национальный вопрос были двумя сторонами одной медали, поскольку империя формировалась в ходе многовековых завоеваний и присоединения соседних территорий с компактно проживающими народами.
Колонизированные народы не относились к тем, кому вольготно жилось на Руси. Одни "национальные окраины" стремилась к большей автономии, другие жаждали государственной независимости. Центральное правительство не шло на уступки. Величие территории всегда было сакральной ценностью российского государства.
В то же время борцы за независимость североамериканских колоний, переселенцы из стран Европы, сами были колонизаторами по отношению к аборигенному населению.
В отличие от России, американское государство не существовало в период колонизации Америки европейцами, а российское государство само было колонизатором в течение пятивекового расширения империи.
Америка была бесконечно далека от фантастических проектов создания всемирного союза штатов с центром в Вашингтоне, а также от целей захвата, преобразования и подчинения "республик" СССР.
Отношение к территориальной экспансии
Расширение границ империи всегда было приоритетной целью политики русского государства.
В начале ХХ века царская Россия продолжала политику территориальной экспансии как военными, так и мирными средствами:
- В 1904–1905 гг. империя вела войну с Японией за влияние в Маньчжурии и Корее.
- В Первой мировой войне Россия планировала расшириться за счёт территорий Речи Посполитой, вошедших в состав Австро-Венгрии и Германии, а также взять под контроль Проливы и Константинополь. Планы и приобретения Первой мировой войны потерпели провал.
- В 1914 г. был установлен протекторат над Тувой.[5]
- В 1916 г. Россия закрепила за собой нотой МИДа архипелаги Северного Ледовитого океана.[6]
- В 1914 г. в ходе войны захвачены Восточная Галиция, Северная Буковина, часть Армении.[7]
В США территориальная экспансия никогда не была приоритетной целью. Её место занимала экономическая экспансия.
В 1917 г. у администрации США не было планов глобального расширения, хотя бы отдалённо напоминавших большевистские. Насильственное присоединение территорий в планах американской администрации отсутствовало.
В первые два десятилетия ХХ века США расширили территорию путём покупки у Дании в 1917 г. Вирджинских островов. [8]
К полярным политическим системам
Авторитаризм и демократия
Россия вошла в ХХ век c авторитарно–патерналистской политической системой. Революция 1905–1907 гг. нанесла удар по патерналистской модели отношений народа и власти. Самодержавие вынужденно пошло на уступки в расширении гражданских прав. В стране, хотя и медленно, но развивались разделение властей, право, судебная система.
Маковский В.Е. Оправданная. 1882. art-catalog.ru |
Вместе с тем бесправие оставалось бичом системы. В 1907–1910 годах около 97% населения не имели права участвовать в парламентских выборах, действовала система сословно-куриального представительства с дискриминационными цензами. [9] Отсутствовал политический лифт для успешных представителей бизнеса.
Февральская революция 1917 года сделала большой шаг вперёд в демократизации системы.
Контрреволюционный по отношению к Февралю Октябрьский переворот 1917 г. повернул движение впять - к авторитарно-патерналистской системе в тоталитарном варианте.
В США поддерживалась демократическая политическая система, установленная с момента образования страны, – с разделением властей, системой сдержек и противовесов, институтами правового государства, независимым судом, выборным представительством в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти.
В развитии избирательного права действовали два противоположных тренда: расширение прав и контрудары:
- С 1913 г. введены прямые выборы сенаторов.
- С 1910 года росло число штатов, снявших ограничение на избирательное право женщин: в 1910 г. женщины получили право голоса в штате Вашингтон, в 1911 г. – в Калифорнии, затем в других штатах. Но до 1920 г. женщины большинства штатов не имели право голоса.
- Шла борьба за гражданские права этнических меньшинств. Тем не менее несмотря на то, что черные мужчины получили конституционное право голоса ещё в 1870 г., афроамериканцы южных штатов не могли голосовать из–за образовательного ценза. Подавляющее большинство индейцев не имело право голоса до 1924 г.
- К выборам не допускались граждане, не уплатившие подушный налог, что ограничивало избирательные права бедняков.
Способы изменения политической системы
К углублению разрыва в развитии гражданского общества
В России формирование гражданского общества началось в конце XIX века и шло с большими препятствиями: «Общественность противопоставляла себя государству и боролась с ним за власть.» [10]
В начале ХХ века существовали политические партии, добровольные общественные организации, в 1905–1906 гг. появились профсоюзы.
Важную роль в общественно-политической и хозяйственной жизни страны играли земские органы местного самоуправления.
В ходе революции 1905–1907 годов стихийно возникли советы, руководившие протестным движением рабочих и профессиональных групп по всей стране.
Февральская революция временно открыла широкие шлюзы для развития гражданского общества.
Октябрьский переворот 1917 г. прервал развитие гражданского общества. Большевики развернули террор против всех небольшевистских организаций, прессы и «политически чуждых» общественных инициатив.
В США гражданское общество сформировалось к середине XIX века. В начале XX века оно было зрелым субъектом коррекции государственной политики. Гражданское общество влияло на власть и политические решения через обширную печать и многочисленные общественные движения и организации – партии, профсоюзы, профессиональные объединения, гражданские инициативы и другие каналы. В книге, вышедшей в 1906 году, российский политик, писатель и бизнесмен П. И. Попов оставил живые свидетельства гражданской активности американцев в начале ХХ века. В частности, он писал:
– «Все американские граждане обязательно занимаются политикой и таким образом постоянно принимают деятельное и более или менее сознательное участие в управлении – как местном, городском, так и в управлении отдельных штатов и целой страны... Политика учит граждан самосознанию, выясняя им постоянно как их права, так и их обязанности.»;
– «Сделай представители ложный шаг, закричит тысячеустная пресса, зашумят граждане на своих многочисленных митингах. И горе осуждённому народному избраннику: его осуждают на политическую смерть! Таким образом граждане все время занимаются политикой своей страны, стоят на страже общественных интересов; они избирают законодателей и администраторов и зорко следят за их деятельностью.» [11]
В США не было серьёзных препятствий дальнейшему развитию гражданского общества.
Углубление разрыва в партийных системах
В России первые политические партии появились в конце ХIХ века. Национальные партии составляли большинство, что отражало самую кричащую проблему империи – народы России жаждали свободы. К февралю 1917 г. в стране было 113 национальных партий и 45 общерусских. С идеей федерации выступали только две партии, остальные ставили своей конечной целью достижение национальной независимости. К октябрю 1917 г. в стране было 206 национальных партий и 53 общерусских.[12] Общероссийские партии были интеллигентскими, утопичными в своих взглядах и имели неклассовый характер. [13]
После Октябрьского переворота большевики немедленно приступили к уничтожению конкурирующих партий.
В США становление партийной системы началось на век раньше, во время борьбы за ратификацию конституции в 1787 г. [14] Две ведущие партии – республиканская и демократическая – изначально разделились по вопросу о роли федерального центра, что имело некоторое, хотя и очень слабое, сходство с российской темой «центр–окраины». Упрощая первоначальный принцип разделения на две партии, можно сказать, что федералисты (будущие демократы), были за сильный центр, демократы–республиканцы (будущие республиканцы) – за слабый центр и сильные штаты. Позднее расхождение позиций двух главных партий шло по другим направлениям.
Общее число политических партий в США составляло около двух десятков.
Многопартийная система США сочетала стабильность и изменчивость. Позиции партий эволюционировали сообразно меняющимся историческим обстоятельствам.
Социальная стратификация
Россия
В России до 1917 г. сохранялась система сословий c передаваемыми по наследству правами социальных групп, хотя сословные барьеры постепенно размывались.
По данным 1913 года, социальная структура характеризовалась следующими пропорциями:
- дворяне составляли 1.5% (1.9 млн чел.),
- духовенство – 0.5% (697 тыс.),
- армия и флот – 1% (1.3 млн),
- городское сословие – 17.6% (22.7 млн),
- крестьянство – 80.2% (103.3 млн),
- разночинцы – 0.2% (258 тыс. чел.). [15]
Доля среднего класса в 1907 г. составляла примерно 5% численности населения, если судить по числу граждан, имевших право участия в выборах по имущественному цензу. [16]
После Февральской революции 1917 г. сословные права и ограничения были официально отменены. Тем не менее большевистское правительство установило новую систему прав и ограничений по классовому признаку. По сути, эта была обновлённая система бесправия, в которой партийно-государственная номенклатура присвоила власть и широкие привилегии. Последние строились по принципу пирамиду сообразно иерархии статусов.
США
В США сословные ограничения отсутствовали, положение человека в обществе было подвижно. Социальный статус человека определялся прежде всего доходом и профессиональной принадлежностью. Вместе с тем существовали ограничения в правах по расовому и этническому признакам, а также полу. Доход, профессия и статус человека зависели не только от таланта и трудолюбия, но и от принадлежности к расе и этнической группе, полу и возрасту, истории семьи.
В американской статистике социальная структура фиксировалась как структура занятости. С 1870 г. в переписях населения вёлся систематический учёт социально–экономических групп, занятых в народном хозяйстве. Данные были систематизированы и приведены в систему в 1930–е годы. [17]
В 1910 г. всего занятых было 37 млн чел, в т. ч.:
- инженерно–технические работники и техники – 4.4%,
- менеджеры, чиновники и собственники – 23% (в т. ч. фермеры 16.5%),
- канцелярские работники – 10.2%,
- высококвалифицированные рабочие и мастера (менеджеры низшего звена в материальном производстве) 11.7%,
- квалифицированные рабочие – 14.7%,
- чернорабочие – 36.0%. [18]
Средний класс составлял не менее 35%. В его состав входила подавляющая часть двух первых и частично третья группа, но среди рабочих также были представители среднего класса.
По сравнению с Россией в США социальная структура первых десятилетий ХХ века не претерпела революционных изменений.
Заключение
✅В начале ХХ века Россия и США представляли собой политических антиподов по всем важнейшим характеристикам государственного устройства.
✅ Несмотря на различия политического устройства нейтральные отношения поддерживались до тех пор, пока власть в России не была захвачена левыми радикалами.
✅ Октябрьский переворот до предела углубил пропасть в государственном устройстве двух стран и предопределил их более чем вековое противостояние с временными отступлениями и зигзагами.
✅ Администрация США не инициировала конфронтацию с Россией. Инициатором выступило правительство большевиков, нацеленное на коммунизацию всего мира.
✅ Современное общественно-политическое устройство России представляет собой гибрид черт царского и большевистского режимов, включая безгласный народ, несменяемого царя или вождя, отсутствие реальных выборов и ротации власти, унитарное территориальное государственное устройство с бесправными регионами, противостояние гражданского общества и власти, концентрацию всех ветвей власти в одних руках, неспособность государства к своевременным реформам, территориальную экспансию.
✅ Противостояние, открытое Россией в 1917 г., продолжается.
О том, как красная Россия начала конфронтацию с США, читайте здесь: Как большевики начали конфронтацию с Америкой
Вернуться на главную страницу: https://rusamerist.blogspot.com/
[4] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т. 1, СПб, 2003, с. 28, 30, 41, 64.
[5] Моллеров Н. М. Протекторат России над Тувой в 1914–1924 гг. (историко-правовой аспект) – Новые исследования Тувы, 2014, №3. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/128/259.
[6] Беляев Д.П. Борьба за арктические архипелаги: из истории российско–норвежских отношений во второй половине XIX – первой трети ХХ века// Арктика: общество и экономика. – 2009, № 1, с. 138. http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/BelyaevDP/BelyaevDP_Arktika-obschestvo-i-ekonomika_2009_N1_s136-142/2/.
[7] Батурина А.Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы Первой мировой войны (1914 –1917 гг.), М., 2004, с. 124–224.
[8] United States territorial acquisitions
https://ballotpedia.org/United_States_territorial_acquisitions#:~:text=As%20of%20August%202021%2C%20the,Virgin%20Islands%2C%20and%20American%20Samoa.
[9] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т. 2, СПб, 2003, с. 300.
[10] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т.2, СПб, 2003, с. 287.
[11] Попов П.И. Американцы. СПб, 1906, с. 280–281.
[12] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т.1, СПб, 2003, с. 44.
[13] Шелохаев В.В. Переформатирование партийного пространства в России в 1917 г. (историографические итоги и исследовательские задачи) // Российская история. 2017. № 2. С. 32–42. https://xn----7sbxcach3agmieaceq1th.xn--p1ai/archive/2017-2; Булдаков В.П. Революция 1917 года: мифы, которые мы выбираем // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. Научный журнал. 2017. №1. С. 39–62.
[14] Creating the United States https://www.loc.gov/exhibits/creating-the-united-states/formation-of-political-parties.html#:~:text=Political%20factions%20or%20parties%20began,that%20federal%20government%20would%20be.
[15] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), Том 1, СПб, 2003, с. 129–130.
[16] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), Том 1, СПб, 2003, с. 143.
[17] Kahl J.A. The American class strusture. NY, 1966, p. 64.
[18] A social-economic grouping of the nation's labor force 1910-1940, p.187. - https://www2.census.gov/library/publications/decennial/1940/population-occupation/00312147ch3.pdf