Дуэль мессианизмов России и США
Мессианизм народов (вера в свою исключительную роль в истории человечества) не раз влиял на судьбы мира. Современный мировой порядок и беспорядок сложились под первостепенным влиянием дуэли мессианизмов России и Америки.
Невидимый фундамент российско-американского противостояния также построен на столкновении мессианских идеологий двух держав. Инициативную роль сыграла Россия. Это случилось в 1917 г., когда большевики взялись за решение "величайших вопросов человечества", суть которых они видели в свержении капитализма в масштабах всей планеты и создании "всемирной республики советов".
Мессианские цели большевиков не были чем-то принципиально новым для России. Они представляли собой вариацию многовекового русского имперского мессианизма.
📜 В этой статье шаг за шагом сопоставляются мессианские идеологии России и США, их влияние на политические практики и достижения двух стран. Показывается, что различие государственных идеологий, существовавшее на протяжении всей истории двух держав, в конечном счёте привело к конфронтации после 1917 года.
📖 Содержание
- Россия: миссия «духовного спасения мира».
- США: миссия экономического прогресса и продвижения демократии.
- Рационализм и иррационализм в мессианских целях России и США.
- Столкновение двух идеологий.
- Мессианские цели в политических практиках России.
- Мессианские цели в политических практиках США.
- В чём сходство и различие в территориальных расширениях США и России?
- Миссии выполнены.
- Заключение.
Россия: миссия «духовного спасения мира»
От истоков к сегодняшнему дню
Особая роль России во всемирной истории – общее место русской общественно–политической и религиозной мысли. Истоком русского мессианизма послужила идея «Москва – третий Рим». Она приписывается псковскому монаху XVI века Филофею. Согласно идее, после падения Константинополя («второго Рима») Московское царство призвано было стать православным центром мира, ответственным за сохранение и распространение единственно правой веры среди других народов.
В зрелых теориях XIX века миссия России понималась как продвижение к мировому всеединству, основанному на ценностях русского народа–богоносца. «Святой Руси» приписывалась роль носителя истинной веры, спасителя мира от разъедающего влияния материализма Запада и наставника отсталого Востока. Так, Ф.М. Достоевский заявлял, что русский человек – всечеловек, а дух России – вселенский дух. Русский философ В. Соловьёв мастерски "обосновывал" свой взгляд на китайскую культуру (великую без преувеличения) как на «недоразумение».
Нестеров М.В. Душа народа. 1901-1906. |
В ХХ веке те же мессианские идеи продолжали жить как в традиционном религиозном, так и в новом, светском, "марксистско-ленинском" вариантах.
Пример религиозного мессианизма – философия Н. Бердяева, который видел историческую судьбу России в том, чтобы реализовать братство людей и народов.
Светская революционная идеология коммунистов перековала идею всеединства народов в идеи всемирной пролетарской революции, всемирной диктатуры пролетариата и всемирного союза советских республик с центром в Москве.
Россия ХХI века продолжает эстафету. В ходу полный набор традиционных штампов: византийское наследие, Третий Рим, традиционные ценности, единственно нравственная православная этика, механическая этика Запада, "кризис Запада", "смерть Запада", "особая цивилизация", "русская душа, думающая о вечном" и проч., и проч.
Так, в воззрениях невероятно словоохотливого философа А. С. Панарина православная цивилизация призвана, следуя "выстраданному заказу большинства человечества, подготовить решительную замену нынешней паразитарной цивилизации." 💫(Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М. 2014, с. 306.)
Высокие теории конкретизировались в разного рода проектах – от общеевропейской славянской православной империи до мировой республики советов с центром в Москве. Свежеиспечённая идея «Великого Севера», «триединого северного геополитического кластера» В. Суркова, – из той же серии. [1]
На XXV Всемирном (?!) русском народном соборе, 2023
От идей к действиям
Проекты не реализовались, но идеи оказали большое влияние на практику. Противопоставление «высокой духовности русского мира» и «бездуховности» или «недоразвитости» других народов служило оправданием права на их завоевание. Идеологические штампы «бездуховный Запад» и «отсталый Восток» прокладывали путь к территориальным захватам.
Мессианская идеология служила оправданием многовековой территориальной экспансии государства с насильственным подчинением и русификацией завоёванных народов.
В объяснительной практике территориальных захватов государство превратило мессианские мотивы в устойчивые демагогические штампы: «укрепление национальной безопасности страны», «собирание земель русских», «объединение народов», «помощь Востоку в преодолении отсталости», «защита российских традиций и ценностей».
Для оправдания войны в Украине используется привычный формат: «наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз»; «до последнего времени не прекращались попытки… разрушить наши традиционные ценности»; «на прилегающих к нам территориях… создаётся враждебная нам «анти-Россия». [2]
В результате за пять веков Россия превратилась в территориального монстра. Территориальное величие стало сакральной ценностью, глубоко встроенной в российское национальное сознание. В русский менталитет впечаталась гордость за военные победы и величие территории страны. 🌐
Мессианизм России носит имперский характер, поскольку предполагает насильственное навязывание другим народам способа жизни. История расширения России залита кровью. Россияне не любят это вспоминать. Среди немногих образовательных лекций на эту тему – лекции Сергея Смирнова (https://www.youtube.com/watch?v=PeSdfJ9JfPU и др).
Территория и экономика
Сложившаяся мессианская идеология России лишена каких-либо деклараций экономических мотивов, т.к. в православной этике России "сребролюбие" – грех. В мотивировках территориальных захватов отсутствовали и до сих пор по инерции отсутствуют экономические цели.
На практике жадности покорителей не было пределов. Покорённые народы облагались ясаком, в казну шла пушнина, золото, серебро и другие природные богатства. Со временем ясак сменил название на налоги, стал разнообразнее и фантастически вырос в размерах. Война в Украине - яркий пример непомерной воровской жадности российских верхов и столь же непомерного мародёрства низов.
В конечном счёте размер империи стал тормозом экономического развития. Сегодня он работает на отсталую ресурсную экономику и влечёт за собой неизбежный диктат центра, поскольку такие масштабы территории невозможно сохранять без насилия.
США: миссия экономического прогресса и демократии
Американский мессианизм берёт начало в чаяниях английских пуритан. Переселившиеся в XVII веке в Америку пуритане мечтали о построении Царства Божьего на земле богоизбранным американским народом.
Как и Россия, Соединённые Штаты Америки на протяжении всей своей истории были страной мессианской идеологии и мессианских чувств, но совершенно иного типа.
Двуединая миссия💲🗽
Основатели американского государства считали идеалом государственного строя демократическую республику, в которой внутренние свободы продолжаются в свободе внешней торговли.
Завоевание территорий не рассматривалось как самоценность. Отцы–основатели США были изоляционистами: «В отношении иностранных государств великое для нас правило заключается в том, чтобы расширять с ними торговые отношения, но при этом иметь как можно меньше политических связей», – напутствовал Джордж Вашингтон, один из отцов–основателей государства, полководец и первый президент США. [3]
Америка видела свою миссию в развитии свободы мировой торговли и инвестиций в единстве с продвижением мировой демократии. США взаимодействовали с миром прежде всего исходя из своих экономических интересов, которые наилучшим образом реализовывались в условиях демократии.
Как видим, в отличие от России, экономические интересы в идеологии американского государства не только не скрывались, но и получили значимость мессианской цели. В американской протестантской этике стремление к богатству никогда не рассматривалось как грех. Подробнее о глубоком различии российской и американской этики труда и богатства читайте здесь: Как православная этика демонизировала капитализм США
Мессианизм США носит демократический характер. В российской американистике встречается также характеристика американского мессианизма как имперско–демократического. Имперскость – неудачный термин для обозначения стремления государства к развитию свободы и демократии в мире без силового покорения территорий. США участвовали в разделе территорий во время всемирной колонизации, но силовое подчинение и удержание народов в границах империи не стало сущностной характеристикой их внешней политики. Страны, стремившиеся к независимости, отделились от США.
Американская миссия в действии
Мессианские цели США предопределили два направления экспансии государства –экономическое (экспансия инвестиций и торговли) и демократическое (расширение ареала демократии в мире). Территориальная экспансия была относительно краткосрочной и никогда не имела мессианского значения.
До второй половины ХХ века отношения США с другими странами складывались прежде всего по поводу рынка и прибыли. Примеры такой политики – строительство Панамского канала и промышленных предприятий в СССР в 1930-е годы. Большая часть этих отношений строилась за пределами межгосударственных связей – как прямые контакты частных компаний с заинтересованными сторонами.
Со второй половины ХХ века экспорт демократии стал играть более заметную роль. США активно продвигали либерально-демократические ценности по всему миру, временами прибегая к военной силе. Одновременно США покончили с изоляционизмом, хотя как один из конкурирующих трендов внешней политики он вряд ли когда-нибудь будет преодолён.
Соотношение значимости экономических интересов и продвижения демократии в мире – переменная величина в мотивации меняющихся американских администраций.
Ярким примером политика, отдавшего много сил продвижению демократии в мире (частично безуспешно), был президент Вудро Вильсон. Его называют идеалистом.
Примером политика с акцентом на прагматических целях был президент Теодор Рузвельт. Его относят к когорте реалистов.
Слева: президент Вудро Вильсон. 1919. Фото: goodfreephotos.com
Справа: президент Теодор Рузвельт. 1904. Фото: wikimedia.org
Рациональное и иррациональное в ценностях России и США
В мессианизме России преобладает иррационализм
🛕Русский мессианизм витает в облаках фантомов: «мировое всеединство», «высокая духовность русского народа», «народ–богоносец», «Святая Русь» и т.д.
🛕Иррациональное стремление российского государства к экспансии преобладает над рациональными экономическими интересами.
Иррациональность достигла пика в утопии социализма, приведшей к экономическому коллапсу дважды – в 1919–1920 гг. и на рубеже 80–90–х годов.
2020-е годы - очередной период иррационального разрушения экономики ради территориальной экспансии.
🛕 Мессианизм России носит политико–религиозный характер:
- В царский период политика захватов была облачена в православные одежды «Святой Руси».
- При коммунистах курс на всемирную республику советов оправдывался политической религией марксизма–ленинизма. Религиоведы называют её также секуляризованным мессианизмом и квази- или полурелигией). Экономические интересы ставились ниже политического величия.
- В современной России мы видим трагикомичную эклектику: мессианская идея православной "Святой Руси" приодета в "антинацистские" одежды, пошитые на коммунистической Лубянке швейными машинками путинского капитализма.
Нестеров М.В. Святая Русь. 1915-1916. |
В мессианизме США преобладает рациональное начало
🏡 Cвобода рассматривается как главное условие реализации стремления человека к счастью, счастье предполагает экономическое благополучие, а демократия рассматривается как лучший путь реализации экономических интересов и свободы.
Согласно сравнительным исследованиям факторов, влияющих на достижения стран, все три ценности американской идеологии являются важнейшими факторами социально-экономического процветания. Не размер территории, не вера в собственную святость и не покорение других народов.
🏡 Экономические интересы не только не скрываются идеологией, но и составляют одну из двух её основ.
🏡Важнейшие решения в сфере внешней политики зависят от общественного мнения и принимаются после многоступенчатой процедуры рационального обоснования.
Столкновение двух идеологий
Российский мессианизм достиг апогея в большевистском плане уничтожения "мирового капитала" и создания всемирной республики советов с центром в Москве. Красная Россия открыто поставила цель уничтожения американского "буржуазного государства". Так была официально заявлена стратегия конфронтации имперской России (под новыми названиями, в которых каждое слово – ложь) с США.
Американская администрация никогда не ставила цель уничтожения российского государства или создания всемирных соединённых штатов. В самые трудные для СССР (в сущности, имперской России) времена США помогали. Американские администрации и общественность сочувствовали страданиям русского народа и осуждали тиранию власти.
Кроме того, на дружелюбие Америки работал экономический крен американских мессианских идей. Бизнес США рассматривал Россию как страну возможностей.
Пожалуй, в наиболее наивном варианте эти возможности понимал президент Франклин Рузвельт. Отправляя в СССР во время ВМВ колоссальные потоки материалов, военной продукции и продовольствия, администрация Ф. Рузвельта не требовала никаких гарантий и обещаний. Президент рассчитывал на доступ к огромному рынку СССР после войны. Но вместо рынка Америка получила гонку вооружений, чтобы уничтожить «власть капитала» на планете.
Мессианские цели в политических практиках России
В период Московского царства, опираясь на мессианские идеи и силовую поддержку Орды, московские князья создали политическую систему территориальной «экспансии Русской Власти», неразрывно связанную с безграничным внутренним насилием.[4] С тех пор политика территориальной экспансии велась во все эпохи, включая царский, советский и постсоветский периоды.
Савицкий К.А. На войну. 1888. Государственный Русский музей, С.-Петербург
К началу ХХ века небольшое Московское княжество превратилось в империю размером в одну шестую часть мировой суши. Начав с территории 20 тыс. кв. км, оно стало к середине XVII века крупнейшим государством мира площадью более 15 млн кв. км! [5] Это называется "мы ни на кого не нападали", а вот половцы и печенеги...
Если посмотреть на вопрос арифметически, то с ХVII века царская Россия расширялась в среднем ежедневно на 55 квадратных миль, ежегодно – на 20 000 кв. миль [6] (в квадратных километрах - 142 и 51 800 соответственно).
Только в XIX веке Россия инициировала десятки войн и «приросла» Финляндией, Казахстаном, Средней Азией, Памиром и Дальним Востоком.
Русская живопись изобилует батальными сценами на чужой земле.
Греков М. Б. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914 |
Виллевальде Б.П. Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году. 1872
Шукаев Г.Ф. Боевой эпизод из русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Ковалевский П.О. Атака русской кавалерии на турецкий обоз. 1877 год. 1880-е. art-catalog.ru
Российское государство отвоевало территории у всех своих соседей, включая Китай, Афганистан, Персию, Оттоманскую империю, Австрийскую империю и Восточную Пруссию.
Американский континент также стал объектом экспансии России. Не только Аляска стала «русской Америкой» (её экономическое освоение в сочетании с военно–силовым началось в XVII веке; в 1867 г. территория была продана США), но и небольшая территория в Калифорнии в 1812–1841 гг. Велась также экспансионистская политика на Алеутских и Гавайских островах.
В ХХ веке имперская внешняя политика продолжалась. Её проявлениями стали:
- Русско–Японская война 1904 -1905 гг.;
- планы аннексий в Первой мировой войне, предполагавшие присоединение польских территорий в составе Австро-Венгрии и Германии, Сербии, Болгарии, Черногории и захват Османской Империи вместе с проливами и Иерусалимом, давней вожделенной мечтой русского царизма;
- военно–силовой возврат большевиками отделившихся в 1917 г. территорий; неудачным эпизодом в насильственном возвращении земель империи был военный поход Красной Армии 1920-1921 года в Польшу;
- захватническая война и аннексия восточной части Польши в 1939 г.;
- захватническая война с Финляндией зимой 1939–1940 гг. с аннексией части финских земель;
- аннексия Бессарабии, Северной Буковины и стран Балтии в 1940 г.;
- оккупация стран Восточной Европы и их насильственная советизация после Второй мировой войны;
- планы советского руководства на переговорах с нацистской Германией (о четырёхстороннем пакте и разделе мира) по организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл, признанию зоной влияния СССР района к югу от Батума и Баку в направлении к Персидскому заливу и уступкам Японии в адрес СССР на Северном Сахалине; [6а]
- попытка военным путём присоединить часть Ирана в 1946 г.;
- ключевая роль в войнах в Корее и Вьетнаме 1950-х и 60-х годов;
- война в Афганистане 1980–х годов;
- вооружённый конфликт в Приднестровье 1992 г. и удержание части территории Молдовы под контролем России;
- первая война в Чечне в 1994–1996 гг. за возврат республики, пытавшейся выйти из состава России в законном порядке.
Богданов-Бельский Н.П. За чтением газеты. Вести с войны. 1905. art-catalog.ru
Имперская советская Россия, помимо прямых военных действий, использовала гибридные способы экспансии. Она сыграла главную роль в создании красных режимов в Северной Корее и Китае, вела прокси–войны в масштабах всего земного шара.
Как только ослабевал центр империи, сразу вырывались на свободу окраины. В ХХ веке ослабление центра случилось дважды: в 1917 гг. и в 1991 г. В обоих случаях ответной политикой Москвы был насильственный возврат территорий в пределах возможного.
В первом случае, после распада империи в 1917–1919 гг., большевистский Кремль инициировал гражданскую войну за власть в максимальных территориальных границах вопреки стремлению национальных окраин к автономии или независимости.
Борьба за независимость и первый «парад суверенитетов» 1917 года (Финляндия, Польша, Украина, страны Балтии и др.) были задвинуты большевистским новоязом в тему классовой борьбы, хотя исход борьбы за территории большевики считали вопросом «судьбы революции»:
- «Политбюро Цека просит сообщить всем ответственным работникам директиву Цека: обороняться до последней возможности, отстаивая Одессу и Киев, их связь и связь их с нами до последней капли крови. Это вопрос о судьбе всей революции.» [7]
- Из директив В. Ленина: «Нам до зарезу нужна нефть, обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости.»; [8]
- Из указания В. Ленина к плану операции в Эстонии и Латвии: «Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зелёных» (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного.»; [9]
- «Председателю ЧК Бакинского Совнаркома с. Тер–Габриэляну, 5 июня 1918 г.: «Можете ли Вы ещё передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку.» [10]
Саянский Л.В. Плакат "Скоро весь мир будет наш". 1920. commons.wikimedia.org
Силовое покорение большевиками «окраин» затянулось на десятилетия. В 1927 г. центр в основном завершил войну в Туркмении и расправился с «конфедератами» в Якутии, но вооружённое сопротивление на окраинах продолжало тлеть. Не прекращалась борьба северных народов против власти коммунистов.
Первая Буча случилась в Украине столетие назад, в начале 1920–х годов. Это была большевистская Буча, с ужасающими зверствами Красной Армии, ВЧК и спецотрядов. [11]
Победа большевиков была воспринята нерусским населением как победа русских над нерусскими. [12] Декларация большевиками права наций на самоопределение имела исключительно пропагандистское значение.
Во второй раз распад случился в 1991 г., а ответ на него – через 20 с лишним лет. В 1990–е годы бессильный Кремль был вынужден дать «союзным республикам» права суверенных государств после попыток удержать их в империи. Первый тренинг военного способа удержания потерянных территорий состоялся в Литве: на объявление республикой независимости Кремль ответил пулями и танками. Ситуация повторилась в других союзных республиках, но центр не имел сил для подавления национальных движений. Имперский мессианизм в большевистском варианте полностью провалился.
Набравшись сил, Москва ответила на потерю территорий предсказуемым насилием: сепаратизм был взят в ежовые рукавицы, начата серия новых «объединительных войн в целях государственной безопасности». Неблагонадёжные губернаторы внезапно вымерли в серии автомобильных и вертолётных катастроф.
Вертолёт губернатора Красноярского края Александра Лебедя потерпел крушение в апреле 2002. Губернатор Магаданской обл. Валентин Цветков был убит в Москве выстрелом в голову в октябре 2002. Вертолёт губернатора Сахалинской обл. Игоря Фархутдинова потерпел крушение в августе 2003 (обстоятельства катастрофы напоминали гибель Александра Лебедя, как и президента «Микрохирургия глаза» Святослава Фёдорова в 2002, а также управляющего директора группы "Менатеп" Стивена Кертиса в 2004). Губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов погиб в автокатастрофе в августе 2005. Губернатор Костромской обл. Виктор Шершунов погиб в автоаварии в 2007. Губернатор Иркутской обл. Игорь Есиповский разбился на вертолёте в мае 2009. При желании Вы можете легко продолжить этот перечень.
Региональные протесты, самым массовым из которых стал протест 2020-2021 годов в Хабаровске, были подавлены. Все силы современных средств массовой информации были брошены на стимулирование имперского сознания масс.
Россия продолжила политику войн:
- в 1999 - 2009 гг. велась вторая война за усмирение Чечни;
- в 2008 г. имперская политика продолжилась в отделении военными средствами части территории Грузии;
- в 2014 г., после аннексации Крыма, начались военные действия, направленные на захват восточных областей Украины;
- апофеоз – война за уничтожение государственной независимости Украины, начатая в 2022 г., и заявления российских имперцев на каналах массовой информации о планах расширения границ «русского мира» до Испании.
Через двадцать лет после распада СССР Москва объявила предоставление суверенитета союзным республикам ошибкой руководства КПСС, а стремление территорий к самостоятельности назвала «бациллой националистических амбиций».
Предоставленное в 90–х годах республикам право выхода из СССР было названо «миной, подорвавшей государственный иммунитет против заразы национализма» и «удовлетворением амбиций националистических элит». [13] Воссоздание империи в границах 1991 года преподносится Кремлём как актуальная цель.
Сегодня многовековая территориальная экспансия Кремля продолжается в войне, исходные точки которой – Донецк и Луганск, а конечная, по заявлениям российской пропаганды, – Лиссабон. Кремлёвские братки подкупили тьму политиков в Европе, оседлали президентские выборы в США, расселили на Западе свои семьи, приобрели там предприятия. Осталось поставить последнюю жирную точку: «Тут всё моё.».
Имперский мессианизм России остаётся непобедимой силой.
Мессианские цели в политических практиках США
Традиция американской внешней политики – продвижение американских экономических интересов и демократии. Одни администрации США опирались на дипломатические средства (Г. Трумэн, Р. Рейган), другие прибегали также к военным (Д. Кеннеди, Д. Буш младший). Иначе говоря, США использовали силовые способы в экспансии демократии, но, в отличие от России, не претендовали на поглощение новых территорий.
Американская общественность активно протестовала против войн, начатых администрациями США, и оказала большое влияние на их прекращение.
Активность в поддержке демократии менялась во времени. До середины ХХ века в США был силён политический изоляционизм. Во второй половине ХХ века он был преодолён. США вышли в центр мировой политики как держава, противостоящая красному авторитаризму.
Американское государство прошло путь от «cлабой силы» (до 1865 г.) к «внушительной силе» (1865–1945), затем стало «суперсилой» (1945–1990) и, наконец, «гиперсилой» (1990–2015). [14] Возрастание политического влияния и военной силы не привело к территориальной экспансии.
Во всех войнах, в которых США участвовали в ХХ–ХХI вв., они опирались на мессианскую мотивацию продвижения свободы и демократии в сочетании с экономическими интересами: Первая мировая (против авторитарных государств Европы), Вторая мировая (против имперской авторитарной Японии и диктатуры нацистской Германии), Корея (защита демократии в южной части Кореи от агрессии красного севера), Вьетнам (защита демократии в южной части Вьетнама от агрессии красного севера), Ирак (продвижение демократии), Афганистан (борьба с терроризмом, продвижение демократии).
Соединённые Штаты как одна из держав–победительниц в Первой и Второй мировых войнах могли претендовать, но не претендовали на какие–либо территориальные приобретения. Красная Россия/СССР претендовала и расширилась. Но тут нужно пояснение.
Во время ВМВ американцы освободили пострадавшие от чудовищной японской оккупации острова Тихого океана, и решением ООН Соединённым Штатам была передана в опеку группа микроскопических тихоокеанских островов.
Марианские острова, включая Гуам, выбрали статус «внутреннего самоуправления в составе США» (население – граждане США без избирательного права). Каролинские острова предпочли статус «свободно ассоциированной с США территории». Независимая Республика Маршалловы острова имеет с США Договор о свободной ассоциации.
Особая история произошла с Гавайями, где за влияние конкурировали США, Франция, Англия, Япония и Россия. Гавайи были обречены. Американские производители сахарного тростника выиграли в конкурентной экономической борьбе и, как следствие, приобрели некоторую политическую силу. В 1898 г., после указа, подрывавшего их хозяйство, они свергли королеву. Ничего плохого кроме потери власти с королевой не случилось; гильотина – это не про американцев.
США присвоили Гавайям статус подконтрольной территории. В дальнейшем Гавайи претендовали не на самостоятельность, а на статус американского штата. В 1959 г., после 50–ти лет ожидания, они получили статус штата одновременно с Аляской.
В чём сходство и различие территориальной политики США и России?
📌1. Территориальное расширение было в истории обеих держав. Но оно имело разную значимость в целях и результатах внешней политики.
✔Для России расширение было самоцелью и шло в больших масштабах. Российское государство добровольно территории не возвращало.
✔ В политике США расширение территории имело подчинённое значение, не было самоцелью и имело значительно меньшие масштабы. США возвращали аннексированные территории, если на то была воля народов.
Во внешней политике американского государства ставка делалась не на территориальную, а на экономическую экспансию. За единственным исключением, если силовые способы реализации внешнеполитических целей использовались, они не были нацелены на аннексии.
В 1898 г. Соединённые Штаты поддержали восстание на Кубе против испанских колонизаторов и вступили в войну с Испанией. Испания проиграла, и по договору США получили контроль над испанскими колониями (за передачу территорию Филиппин США также заплатили Испании $20 млн). [16]
Территориям, приобретённым в антиколониальной войне с Испанией и пожелавшим быть самостоятельными, была возвращена независимость.
В 1902 г. они вернули независимость Кубе и в 1946 г. – Филиппинам. Под контролем США остался мизерный остров Гуам в Тихом океане (часть Марианских островов) и Пуэрто-Рико. В настоящее время, согласно опросам, подавляющее большинство пуэрториканцев стремятся к получению статуса американского штата.
Залив и населённый пункт Гуантанамо на Кубе не имеют отношения к американским территориальным приобретениям. Там арендуется территория под военную базу.
В колониальном XIX веке США также присоединили несколько островов Тихого океана площадью 0.5–1 кв. мили и поделили с Германией и Британией микро-территорию архипелага Самоа, населённого воюющими между собой аборигенными племенами. [15]
📌2. Как и Россия, США воевали за территорию. Но в истории России война за территории была правилом, в истории США - исключением.
✔ Россия воевала во все века своей истории и провела множество войн. В XIX веке, во время глобального колониального раздела мира, Россия воевала или готовилась к территориальным военным захватам практически непрерывно.
✔ В век глобальной колонизации единственной войной США, направленной прямо и непосредственно на территориальное завоевание соседней территории, стала война с Мексикой в 1846–1848 гг.
📌3. Колонизация соседних территорий на западе Северной Америки имела много общего с покорением Москвой территорий на востоке и юге. Этот процесс шёл в США почти век и закончился в 90–х годах XIX в. Но было много различий:
- США расширялись век, Русское царство – пять веков.
- США признают антигуманный характер колонизации. Россия преподносит русификацию покорённых народов как большое благо.
- В освоении западных земель Америки главную роль играли свободные фермеры и предприниматели, а в России главную роль в присоединении соседних земель играло государство.
Джон Гаст. Американский прогресс, 1873. Источник: Prints and Photographs Division, Library of Congress.
📌4. Обе страны прибегали к покупке территорий, но значимость покупки территорий глубоко различна:
✔ в США покупка играла большую роль (Луизиана, Флорида, Аляска и др.). Аляска была куплена у России в 1867 г. Конгрессмены США долгое время не понимали смысл покупки "бесполезного холодильника".
✔ В России покупка территорий имела микроскопическое значение.
А как же военные действия США в соседних странах?
Американцы не раз вели военные действия в соседних странах по многочисленным поводам. Цели так или иначе отражали двуединую миссию, о которой шла речь выше. Имеют ли они отношение к аннексиям? Нет, не имеют.
Вот примеры:
- в 1905 г. США ввели внешнее управление над доминиканской таможней для обеспечения расчётов с иностранными кредиторами;
- в 1918 г. США ввели войска в Россию для охраны военного снаряжения, поставленного Соединёнными Штатами России до выхода России из Первой мировой войны (в которой США с 1917 г. были союзником России), а также для помощи в эвакуации Чехословацкого корпуса и предотвращения агрессии Японии на Дальнем Востоке;
- в 1916 г., во время Первой мировой войны они временно оккупировали Доминиканскую Республику из опасений использования её территории Германией для атак против США; оккупация продлилась до 1924 г.;
- в 1912 году была совершена военная интервенция в Никарагуа для охраны собственности американских граждан после бунта внутри страны;
- в 1915-1934 была временная оккупация Гаити для восстановления порядка и стабильности после убийства президента Гаити. [17]
Миссии выполнены!
Россия и США добились больших успехов в реализации своих мессианских замыслов.
💡К началу ХХ века Российская империя стала одной из двух ведущих колониальных империй мира, наряду с Британией. На сегодня Россия остаётся единственной империей мира и продолжает территориальные захваты.
С "мировым всеединством под водительством народа–богоносца" не получилось, но в советский период государство добилось больших успехов в выполнении этой грандиозной миссии под крышей левых идей. Каток советизации прошёл по всем странам Центральной Европы; красная зона охватила Корею, Китай и не только.
Территориальные успехи российской имперской политики заметно превзошли достижения в технологическом и экономическом развитии. Россия была стабильным реципиентом западных технологий и при безграничных территориальных, природных и огромных трудовых ресурсах в разы отставала от молодой Америки по уровню жизни населения, экономическому, технологическому и научно–образовательному уровню. Отставание углубляется.
Посмотрим на расширение территории Русского царства на картах (в примерно одинаковом масштабе):
Границы Русского царства в 1490-х годах и Российской империи в 1914 г.
Источник: https://histography.ru/#14890101, https://histography.ru/#19140728. Там же см. интерактивный вариант.
💡США тоже реализовали свои мессианские цели. К началу ХХ века американская мечта о построении Царства Божьего на земле воплотилась в мировом лидерстве США в экономике, технологическом развитии и демократическом устройстве.
В ХХI веке нация поставила задачу сохранить лидерство в соревновании с главным конкурентом – Китаем, экономическую мощь которого сама и обеспечила.
Сегодня Америка переживает революцию, затрагивающую основополагающие ценности нации.
Заключение
✅ Русский мессианизм опирается на идею «мирового всеединства, основанного на ценностях русского народа–богоносца». В обновлённой версии ХХI века «русская святость» превратилась в «традиционные ценности», "Святая Русь" - в "Русский мир", а "мировое всеединство" проектируется как "триединый северный геополитический кластер".
✅ Американский мессианизм видит миссию американской нации в развитии мировой экономики в единстве с продвижением демократических ценностей.
✅ Русский лево–радикальный вызов Америке 1917 года – максималистская версия традиционного русского мессианизма, в которой была поставлена цель установить республику советов в масштабах всей планеты, включая США.
✅ США никогда не ставили цель покорения России или навязывания ей какого-либо политического режима.
✅ Русский мессианизм возвеличивает территориальное могущество и территориальную экспансию государства. Гордость за военные победы и оправдание имперских войн под видом «защиты безопасности» стали чертами русского национального сознания.
✅ Американский мессианизм не претендует на территориальные захваты. Он служит ценностным основанием экономической экспансии в сочетании с экспортом демократии.
✅ В российском мессианизме содержится пружина агрессии, энергия которой черпается в противопоставлении мифологизированной "духовности русского народа" материализму Запада и отсталости Востока.
✅ В американском мессианизме пружина агрессии берёт силу в понимании свободы и демократии как универсальных ценностей. Эта пружина намного слабее, чем российская. Сталкиваясь с отторжением, США отступают.
✅ Мессианизм США носит демократический характер. Мессианизм России носит имперский характер.
✅ Русский мессианизм оторван от реальности. "Святая Русь" царской России – такая же фикция, как "традиционные ценности" сегодняшнего Кремля. Россия никогда не была святее любой другой страны, скорее наоборот.
✅ Американский мессианизм прочно стоит на ногах экономических интересов и политического устройства, способствующего их реализации. Ни фикций, ни симулякров.
✅ В ХХ веке русский империализм маскировался идеями социализма; наивный мир их принял. В новом затмении, после длительного советского, прогресс Запада и США снова видится Кремлю регрессом, а собственное гниение – особой цивилизацией.
✅ Сегодня мертвящий дух российского имперского мессианизма открыто заявляет о себе войной без прикрытия левой фразеологией.
✅ Вряд ли имперский мессианизм России когда-нибудь откажется от попыток превратить Америку в часть подведомственного «кластера». Кремль долго и неустанно над этим работал и добился больших успехов в своём влиянии на расстановку сил в США.
После этой статьи про идеологические корни противостояния России и США самое время почитать о важнейших этических истоках затянувшейся вражды: Как православная этика труда демонизировала капитализм США 😉.
*** |
Вернуться на главную страницу: https://rusamerist.blogspot.com/
____________________
[1] https://www.rbc.ru/politics/27/09/2023/6513fa6f9a794745793191aa?from=copy
[1] https://www.rbc.ru/politics/27/09/2023/6513fa6f9a794745793191aa?from=copy
[2] Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года. http://kremlin.ru/events/president/news/67843.
[3] Transcript of President George Washington's Farewell Address (1796)
https://www.ourdocuments.gov/doc.php?flash=false&doc=15&page=transcript
[4] Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. «Русская Система» как попытка понимания русской истории. - Полис, 2001, № 4,
https://studfile.net/preview/6311398/
[5] Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении, М., 1994, с. 27,
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Horos/01.php /
[6] McMeekin S. The Russian revolution: a new history. New-York, 2017, p.11.
[6а] АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 675. Лл. 31–41. Машинопись. Заверенная копия. Архив Александра Н. Яковлева, https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1010991; АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 33. Д. 2314. Лл. 41–44, alexanderyakovlev.org, https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011021; АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 675. Лл. 108–116,. https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011048.
[7] Ленин В.И. Телеграмма Л. Д. Троцкому 9 августа 1919 г. ППС, 1969, т. 51, с. 50. Ленин ПСС издание 5 том 51 (uaio.ru)
[8] Ленин В.И. Телеграмма И.Т. Смилге и Г.К. Орджоникидзе. 28 февраля 1920 г. В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922. М. 2017. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/30923-telegramma-i-t-smilge-i-g-k-ordzhonikidze-28-fevralya-1920-g
[9] Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М, 1996, с. 31.
[10] Из переписки В.И. Ленина, 5 июня 1918 г. В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922. М. 2017. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/30831?query=%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+NOT+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD#mode/inspect/page/2/zoom/4
[11] Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Под ред. докторов исторических наук Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского, London, 1992.
[12] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т. 1, СПб, 2003, с. 45.
[13] Обращение Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года (kremlin.ru)
[14] Mandelbaum M. The Four Ages of American Foreign Policy, 2022.
[15] United States territorial acquisitions
https://ballotpedia.org/United_States_territorial_acquisitions#:~:text=In%201947%2C%20the%20Mariana%20Islands,for%20%2412%20per%20square%20mile.
[16] United States territorial acquisitions
См. также:
Очень хорошая статья: Vatro Murvar. Messianism in Russia: Religious and Revolutionary. Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 10, No. 4 (Winter, 1971), pp. 277- 338. http://www.jstor.org/stable/1384779.
Duncan Peter J.S. Russian messianism: Third Rome, revolution, Communism and after. L.; N.Y., 2002
Foglesong D. S. The American Mission and the “Evil Empire”: The Crusade for a 'Free Russia' since 1881. New York, 2007
Handy, R. T. (1976). The American Messianic Consciousness: The Concept of the Chosen People and Manifest Destiny. Review & Expositor, 73(1), 47–58.
Peacock М. Russia-US Foreign Relations, 1917–1991. https://oxfordre.com/americanhistory/view/10.1093/acrefore/9780199329175.001.0001/acrefore-9780199329175-e-366.
Saul N. E. Concord and conflict: the United States and Russia, 1867-1914. Kanzas, 1996, p. 589.
Гулыга А.В. Русская идея и её творцы: Философские портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского до А.Ф. Лосева. М., 1995.
Мальков В. Л. Россия и США в ХХ веке: очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте. М., Наука, 2009.
Румянцева Т. Г. От православного мессианизма к доктрине «мировой революции»: преемственность или радикальный разрыв с прошлым? // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2021. №2.
Согрин В.В. США в ХХ–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.
Скавронский M. Московская ересь мессианства. 15.10.2022. https://newssky.com.ua/moskovskaya-eres-messianstva/
Цуранович А. Общепринятое восприятие современного русского мессианизма. Попытка критической верификации // Вестник МГИМО. 2019. №1 (64).Шкурко Н. С. Российский имперский миф как социокультурный феномен // Вестник СВФУ. 2009. №1.
Язовская О.В. Теоретические подходы к понятию имперскости в зарубежных исследованиях постколониализма. – Общество: политика, экономика, право. 2019, № 12.