Дуэль мессианских идеологий США и России

Мессианизм народов (вера в свою исключительную роль в истории человечества) не раз влиял на судьбы мира. Современный мировой порядок/беспорядок сложился в столкновении мессианских идеологий России и США. Дуэль двух мессианизмов предопределила более чем вековое российско-американское противостояние.

Инициативную роль сыграла Россия. Это случилось в 1917 г., когда большевики взялись за решение "величайших вопросов человечества", суть которых они видели в свержении капитализма в масштабах всей планеты и создании "всемирной республики советов". Цели большевиков не были чем-то принципиально новым для России. Они представляли собой вариацию многовекового русского имперского мессианизма.

📜 Статья продолжает серию постов об истоках противостояния СССР и США после 1917 года. В ней шаг за шагом сопоставляются мессианские идеологии России и США, их влияние на политические практики и достижения двух стран. Показывается, что несовместимость государственных идеологий в конечном счёте привело к конфронтации двух держав после 1917 года.

Символический разлом двух миров: свободного созидания и разрушительной агрессии
Созидательная демократия против фанатичной агрессии. Сгенерировано ChatGPT

📖 Что вы узнаете из этой статьи:
  • Россия: миссия «духовного спасения мира»
  • США: миссия экономического прогресса и продвижения демократии
  • Рациональное и иррациональное в идеологиях России и США
  • Столкновение двух мессианизмов
  • Мессианские цели в политических практиках России
  • Мессианские цели в политических практиках США
  • В чём сходство и различие в территориальных расширениях США и России?
  • Миссии выполнены
  • Заключение

Россия: миссия «духовного спасения мира»

От истоков к сегодняшнему дню

Особая роль России во всемирной истории – общее место русской общественно–политической и религиозной мысли. Истоком русского мессианизма послужила идея «Москва – третий Рим». Она приписывается псковскому монаху XVI века Филофею. Согласно этой идее, после падения Константинополя («второго Рима») Московское царство призвано было стать православным центром мира, ответственным за сохранение и распространение единственно правой веры среди других народов.
 
В зрелых теориях XIX века миссия России понималась как продвижение к мировому всеединству, основанному на ценностях русского народа–богоносца. «Святой Руси» приписывалась роль носителя истинной веры, спасителя мира от разъедающего влияния материализма Запада и наставника отсталого Востока. Так, Ф. М. Достоевский заявлял, что русский человек – всечеловек, а дух России – вселенский дух, а русский философ В. Соловьёв мастерски "обосновывал" свой взгляд на китайскую культуру, великую без преувеличения, как на «недоразумение».

Картина М.В. Нестерова, изображающая русский народ, несущий святость миру
Нестеров М.В. Душа народа. 1901-1906.

В ХХ веке те же мессианские идеи продолжали жить как в традиционном религиозном, так и в новом, светском, "марксистско-ленинском" вариантах.

Пример религиозного мессианизма – философия Н. Бердяева, который видел историческую судьбу России в том, чтобы реализовать братство людей и народов.

Светская революционная идеология коммунистов перековала идею всеединства народов в идеи всемирной пролетарской революции, всемирной диктатуры пролетариата и всемирного союза советских республик с центром в Москве.

Россия ХХI века продолжает эстафету. В ходу полный набор традиционных штампов: византийское наследие, Третий Рим, традиционные ценности, единственно нравственная православная этика, механическая этика Запада, "кризис Запада", "смерть Запада",  "особая цивилизация", "русская душа, думающая о вечном"  и проч., и проч.

Так, в воззрениях словоохотливого философа А. С. Панарина православная цивилизация призвана, следуя "выстраданному заказу большинства человечества, подготовить решительную замену нынешней паразитарной цивилизации." (Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М. 2014, с. 306.)

Высокие теории конкретизировались в разного рода проектах – от общеевропейской славянской православной империи до мировой республики советов с центром в Москве. Свежеиспечённые идеи «Великого Севера»/«триединого северного геополитического кластера» В. Суркова или России как "ковчега человечества" А.Харичева – из той же серии. [1]

В. Путин среди православного клира. На XXV Заседание Всемирного русского народного собора 2023 года
На XXV Всемирном (?!) русском народном соборе, 2023

От идей к действиям

Хотя пока ни один проект не реализовался, идеи оказывали и продолжают оказывать большое влияние на практику. Противопоставление «высокой духовности русского мира» и «бездуховности» или «недоразвитости» других народов служило и служит оправданием права на их завоевание. Идеологические штампы «бездуховный Запад» и «отсталый Восток» прокладывали путь к территориальным захватам.

Мессианская идеология служила оправданием многовековой территориальной экспансии государства с насильственным подчинением и русификацией завоёванных народов.

В обосновании территориальных захватов государство превратило мессианские мотивы в устойчивые демагогические штампы: «укрепление национальной безопасности страны», «собирание земель русских», «объединение народов», «помощь Востоку в преодолении отсталости», «защита российских традиций и ценностей».

Для оправдания войны в Украине используется привычный формат: «наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз»; «до последнего времени не прекращались попытки… разрушить наши традиционные ценности»; «на прилегающих к нам территориях… создаётся враждебная нам «анти-Россия». [2]

В результате за пять веков Россия превратилась в территориального монстра. Территориальное величие стало сакральной ценностью, глубоко встроенной в российское национальное сознание. В русский менталитет впечаталась гордость за военные победы и величие территории страны. 🌐

Мессианизм России носит имперский характер, поскольку предполагает насильственное навязывание другим народам способа жизни. История расширения России залита кровью. Россияне не любят это вспоминать. Среди немногих образовательных лекций на эту тему – лекции Сергея Смирнова (https://www.youtube.com/watch?v=PeSdfJ9JfPU и др).

Территория и экономика

Сложившаяся мессианская идеология России лишена каких-либо деклараций экономических мотивов, т.к. в православной этике России "сребролюбие" – грех. В мотивировках территориальных захватов отсутствовали и до сих пор по инерции отсутствуют экономические цели.

На практике жадности покорителей не было пределов. Покорённые народы облагались ясаком, в казну шла пушнина, золото, серебро и другие природные богатства. Со временем ясак сменил название на налоги, стал разнообразнее и фантастически вырос в размерах. Война в Украине - яркий пример непомерной воровской жадности российских верхов и столь же непомерного мародёрства низов.

В конечном счёте размер империи стал тормозом экономического развития. Сегодня он работает на отсталую ресурсную экономику и влечёт за собой неизбежный диктат центра, поскольку такие масштабы территории невозможно сохранять без насилия.

Красная карта СССР с серпом и молотом
Советская красная империя

США: миссия экономического прогресса и демократии

Американский мессианизм берёт начало в чаяниях английских пуритан. Переселившиеся в XVII веке в Америку пуритане мечтали о построении Царства Божьего на земле богоизбранным американским народом.

Как и Россия, Соединённые Штаты Америки на протяжении всей своей истории были страной мессианской идеологии и мессианских чувств, но совершенно иного типа.

Двуединая миссия💲🗽

Основатели американского государства считали идеалом государственного строя демократическую республику, в которой внутренние свободы продолжаются в свободе внешней торговли.

Завоевание территорий не рассматривалось как самоценность. Отцы–основатели США были изоляционистами: «В отношении иностранных государств великое для нас правило заключается в том, чтобы расширять с ними торговые отношения, но при этом иметь как можно меньше политических связей», – напутствовал Джордж Вашингтон, один из отцов–основателей государства, полководец и первый президент США. [3]

Америка видела свою миссию в развитии свободы мировой торговли и инвестиций в единстве с продвижением мировой демократии. США взаимодействовали с миром прежде всего исходя из своих экономических интересов, которые наилучшим образом реализовывались в  условиях демократии.

Символический мир созидания: заводы, стройки, транспорт
Символика экономического развития

Как видим, в отличие от России, экономические интересы в идеологии американского государства не только не скрывались, но и получили значимость мессианской цели. В американской протестантской этике стремление к богатству никогда не рассматривалось как грех. Подробнее о глубоком различии российской и американской этики труда и богатства читайте здесь: Как православная этика демонизировала капитализм США 

Мессианизм США носит демократический характер. В российской американистике встречается также характеристика американского мессианизма как имперско–демократического. Имперскость – неудачный термин для обозначения стремления государства к развитию свободы и демократии в мире без силового покорения территорий. США участвовали в разделе территорий во время всемирной колонизации, но силовое подчинение и удержание народов в границах империи не стало сущностной характеристикой их внешней политики. Страны, стремившиеся к независимости, отделились от США.

Американская миссия в действии

Мессианские цели США предопределили два направления экспансии государства экономическое (экспансия инвестиций и торговли) и демократическое (расширение ареала демократии в мире). Территориальная экспансия была относительно краткосрочной и никогда не имела мессианского значения.

До второй половины ХХ века отношения США с другими странами складывались прежде всего по поводу рынка и прибыли. Примеры такой политики – строительство Панамского канала и промышленных предприятий в СССР в 1930-е годы. Большая часть этих отношений строилась за пределами межгосударственных связей  как прямые контакты частных компаний с заинтересованными сторонами.

Со второй половины ХХ века экспорт демократии стал играть более заметную роль. США активно продвигали либерально-демократические ценности по всему миру, временами  прибегая к военной силе. Одновременно США покончили с изоляционизмом, хотя как один из конкурирующих трендов внешней политики он вряд ли когда-нибудь будет преодолён.

Соотношение значимости экономических интересов и продвижения демократии в мире – переменная величина в мотивации меняющихся американских администраций.

Ярким примером политика, отдавшего много сил продвижению демократии в мире (частично безуспешно), был президент Вудро Вильсон. Его называют идеалистом.

Примером политика с акцентом на прагматических целях был президент Теодор Рузвельт. Его относят к когорте реалистов.

Президент В. Вильсон  Президент Т. Рузвельт
Слева: президент Вудро Вильсон. 1919. Фото: goodfreephotos.com
Справа: президент Теодор Рузвельт. 1904. Фото: wikimedia.org

Рациональное и иррациональное в идеологиях России и США

В мессианизме России преобладает иррационализм

🛕Русский мессианизм витает в облаках фантомов: «мировое всеединство», «высокая духовность русского народа», «народ–богоносец», «Святая Русь» и т.д.

🛕Иррациональное стремление российского государства к экспансии преобладает над рациональными экономическими интересами.

Иррациональность достигла пика в утопии социализма, приведшей к экономическому коллапсу дважды – в 1919–1920 гг. и на рубеже 80–90–х годов.

2020-е годы - очередной период иррационального разрушения экономики ради территориальной экспансии.

🛕 Мессианизм России носит политико–религиозный характер:
  • В царский период политика захватов была облачена в православные одежды «Святой Руси». 
  • При коммунистах курс на всемирную республику советов оправдывался политической религией марксизма–ленинизма. Религиоведы называют её также секуляризованным мессианизмом и квази- или полурелигией). Экономические интересы ставились ниже политического величия.
  • В современной России мы видим трагикомичную эклектику: мессианская идея православной "Святой Руси" приодета в "антинацистские" одежды, пошитые на коммунистической Лубянке швейными машинками путинского капитализма.
Картина Нестерова М.В. Святая Русь. 1915-1916.
Нестеров М.В. Святая Русь. 1915-1916.

В мессианизме США преобладает рациональное начало

🏡 Cвобода рассматривается как главное условие реализации стремления человека к счастью, счастье предполагает экономическое благополучие, а демократия рассматривается как лучший путь реализации экономических интересов и свободы.

Согласно сравнительным исследованиям факторов, влияющих на достижения стран, все три ценности американской идеологии являются важнейшими факторами социально-экономического процветания. Не размер территории, не вера в собственную святость и не покорение других народов.

🏡 Экономические интересы не только не скрываются идеологией, но и составляют одну из двух её основ.

🏡Важнейшие решения в сфере внешней политики зависят от общественного мнения и принимаются после многоступенчатой процедуры рационального обоснования.

Дин Корнуэлл. Закладка краеугольного камня здания университета Северной Каролины.
Дин Корнуэлл. Закладка краеугольного камня здания университета Северной Каролины. 1941

Столкновение двух мессианизмов

Российский мессианизм достиг апогея в большевистском плане уничтожения "мирового капитала" и создания всемирной республики советов с центром в Москве. Красная Россия открыто поставила цель уничтожения американского "буржуазного государства". Так была официально заявлена стратегия конфронтации имперской России (под новыми названиями, в которых каждое слово – ложь) с США.

Американская администрация никогда не ставила цель уничтожения российского государства или создания всемирных соединённых штатов. В самые трудные времена для СССР (в сущности, имперской России) США помогали. Американские администрации и общественность сочувствовали страданиям русского народа и осуждали тиранию власти. Кроме того, на дружелюбие Америки работал экономический крен американских мессианских идей. Бизнес США рассматривал Россию как страну возможностей.

Пожалуй, в наиболее наивном варианте эти возможности понимал президент Франклин Рузвельт. Отправляя в СССР во время ВМВ колоссальные потоки материалов, военной продукции и продовольствия, администрация Ф. Рузвельта не требовала никаких гарантий и обещаний. Президент рассчитывал на доступ к огромному рынку СССР после войны. Но вместо рынка Америка получила гонку вооружений, чтобы уничтожить «власть капитала» на планете.

Мессианские цели в политических практиках России

В период Московского царства, опираясь на мессианские идеи и силовую поддержку Орды, московские князья создали политическую систему территориальной «экспансии Русской Власти», неразрывно связанную с безграничным внутренним насилием. [4] С тех пор политика территориальной экспансии велась во все эпохи, включая царский, советский и постсоветский периоды.

Картина Савицкого К.А. На войну. 1888. Показывает мобилизацию  солдата.
Савицкий К.А. На войну. 1888. Государственный Русский музей, С.-Петербург

К началу ХХ века небольшое Московское княжество превратилось в империю размером в одну шестую часть мировой суши. Начав с территории 20 тыс. кв. км, оно стало к середине XVII века крупнейшим государством мира площадью более 15 млн кв. км! [5] Это называется "мы ни на кого не нападали", а вот половцы и печенеги...

Если посмотреть на вопрос арифметически, то с ХVII века царская Россия расширялась в среднем ежедневно на 55 квадратных миль, ежегодно – на 20 000 кв. миль [6] (в квадратных километрах - 142 и 51 800 соответственно).

Только в XIX веке Россия инициировала десятки войн и «приросла» Финляндией, Казахстаном, Средней Азией, Памиром и Дальним Востоком.

Русская живопись изобилует батальными сценами на чужой земле.

Картина Боголюбова А.П. Афонское сражение 19 июня 1807 года.
Боголюбов А.П. Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853.

Греков М. Б. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года.
Греков М. Б. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. art-catalog.ru

Виллевальде Б.П. Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году.
Виллевальде Б.П. Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году. 1872. art-catalog.ru

Шукаев Г.Ф. Боевой эпизод из русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Шукаев Г.Ф. Боевой эпизод из русско-турецкой войны 1828-1829 годов. art-catalog.ru

Ковалевский П.О. Атака русской кавалерии на турецкий обоз. 1877 год. 1880-е.
Ковалевский П.О. Атака русской кавалерии на турецкий обоз. 1877 год. 1880-е. art-catalog.ru

Российское государство отвоевало территории у всех своих соседей, включая Китай, Афганистан, Персию, Оттоманскую империю, Австрийскую империю и Восточную Пруссию.

Американский континент также стал объектом экспансии России. Не только Аляска стала «русской Америкой» (её экономическое освоение в сочетании с военно–силовым началось в XVII веке; в 1867 г. территория была продана США), но и небольшая территория в Калифорнии в 1812–1841 гг. Велась также экспансионистская политика на Алеутских и Гавайских островах.

В ХХ веке имперская внешняя политика продолжалась. Её проявлениями стали:
  • Русско–Японская война 1904 -1905 гг.;
  • планы аннексий в Первой мировой войне, предполагавшие присоединение польских территорий в составе Австро-Венгрии и Германии, Сербии, Болгарии, Черногории и захват Османской Империи вместе с проливами и Иерусалимом, давней вожделенной мечтой русского царизма;
  • военно–силовой возврат большевиками отделившихся в 1917 г. территорий; неудачным эпизодом в насильственном возвращении земель империи был военный поход Красной Армии 1920-1921 года в Польшу;
  • захватническая война и аннексия восточной части Польши в 1939 г.;
  • захватническая война с Финляндией зимой 1939–1940 гг. с аннексией части финских земель;
  • аннексия Бессарабии, Северной Буковины и стран Балтии в 1940 г.;
  • оккупация стран Восточной Европы и их насильственная советизация после Второй мировой войны;
  • планы советского руководства на переговорах с нацистской Германией (о четырёхстороннем пакте и разделе мира) по организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл, признанию зоной влияния СССР района к югу от Батума и Баку в направлении к Персидскому заливу и уступкам Японии в адрес СССР на Северном Сахалине; [6а]
  • попытка военным путём присоединить часть Ирана в 1946 г.;
  • ключевая роль в войнах в Корее и Вьетнаме 1950-х и 60-х годов;
  • война в Афганистане 1980–х годов;
  • вооружённый конфликт в Приднестровье 1992 г. и удержание части территории Молдовы под контролем России;
  • первая война в Чечне в 1994–1996 гг. за возврат республики, пытавшейся выйти из состава России в законном порядке.
Богданов-Бельский Н.П. За чтением газеты. Вести с войны. 1905.
Богданов-Бельский Н.П. За чтением газеты. Вести с войны. 1905. art-catalog.ru

Имперская советская Россия, помимо прямых военных действий, использовала гибридные способы экспансии. Она сыграла главную роль в создании красных режимов в Северной Корее и Китае, вела прокси–войны в масштабах всего земного шара.

Как только ослабевал центр империи, сразу вырывались на свободу окраины. В ХХ веке ослабление центра случилось дважды: в 1917 гг. и в 1991 г. В обоих случаях ответной политикой Москвы был насильственный возврат территорий в пределах возможного.

В первом случае, после распада империи в 1917–1919 гг., большевистский Кремль инициировал гражданскую войну за власть в максимальных территориальных границах вопреки стремлению национальных окраин к автономии или независимости.

Борьба за независимость и первый «парад суверенитетов» 1917 года (Финляндия, Польша, Украина, страны Балтии и др.) были задвинуты большевистским новоязом в тему классовой борьбы, хотя исход борьбы за территории большевики считали вопросом «судьбы революции»:
  • «Политбюро Цека просит сообщить всем ответственным работникам директиву Цека: обороняться до последней возможности, отстаивая Одессу и Киев, их связь и связь их с нами до последней капли крови. Это вопрос о судьбе всей революции.» [7]
  • Из директив В. Ленина: «Нам до зарезу нужна нефть, обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости.»; [8]
  • Из указания В. Ленина к плану операции в Эстонии и Латвии: «Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зелёных» (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного.»; [9]
  • «Председателю ЧК Бакинского Совнаркома с. Тер–Габриэляну, 5 июня 1918 г.: «Можете ли Вы ещё передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку.» [10]

Саянский Л.В. Плакат "Скоро весь мир будет наш". 1920.
Саянский Л.В. Плакат "Скоро весь мир будет наш". 1920. commons.wikimedia.org

Силовое покорение большевиками «окраин» затянулось на десятилетия. В 1927 г. центр в основном завершил войну в Туркмении и расправился с «конфедератами» в Якутии, но вооружённое сопротивление на окраинах продолжало тлеть. Не прекращалась борьба северных народов против власти коммунистов.

Первая Буча случилась в Украине столетие назад, в начале 1920–х годов. Это была большевистская Буча, с ужасающими зверствами Красной Армии, ВЧК и спецотрядов. [11]

Победа большевиков была воспринята нерусским населением как победа русских над нерусскими. [12] Декларация большевиками права наций на самоопределение имела исключительно пропагандистское значение.

Во второй раз распад случился в 1991 г., а ответ на него – через 20 с лишним лет. В 1990–е годы бессильный Кремль был вынужден дать «союзным республикам» права суверенных государств после попыток удержать их в империи. Первый тренинг военного способа удержания потерянных территорий состоялся в Литве: на объявление республикой независимости Кремль ответил пулями и танками. Ситуация повторилась в других союзных республиках, но центр не имел сил для подавления национальных движений. Имперский мессианизм в большевистском варианте полностью провалился.

Набравшись сил, Москва ответила на потерю территорий предсказуемым насилием: сепаратизм был взят в ежовые рукавицы, начата серия новых «объединительных войн в целях государственной безопасности». Неблагонадёжные губернаторы внезапно вымерли в серии автомобильных и вертолётных катастроф.

Вертолёт губернатора Красноярского края Александра Лебедя потерпел крушение в апреле 2002. Губернатор Магаданской обл. Валентин Цветков был убит в Москве выстрелом в голову в октябре 2002. Вертолёт губернатора Сахалинской обл. Игоря Фархутдинова потерпел крушение в августе 2003 (обстоятельства катастрофы напоминали гибель Александра Лебедя, как и президента «Микрохирургия глаза» Святослава Фёдорова в 2002, а также управляющего директора группы "Менатеп" Стивена Кертиса в 2004). Губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов погиб в автокатастрофе в августе 2005. Губернатор Костромской обл. Виктор Шершунов погиб в автоаварии в 2007. Губернатор Иркутской обл. Игорь Есиповский разбился на вертолёте в мае 2009. При желании Вы можете легко продолжить этот перечень.

Региональные протесты, самым массовым из которых стал протест 2020-2021 годов в Хабаровске, были подавлены. Все силы современных средств массовой информации были брошены на стимулирование имперского сознания масс.

Россия продолжила политику войн:
  • в 1999 - 2009 гг. велась вторая война за усмирение Чечни;
  • в 2008 г. имперская политика продолжилась в отделении военными средствами части территории Грузии;
  • в 2014 г., после аннексации Крыма, начались военные действия, направленные на захват восточных областей Украины;
  • апофеоз – война за уничтожение государственной независимости Украины, начатая в 2022 г., и заявления российских имперцев на каналах массовой информации о планах расширения границ «русского мира» до Испании.
Через двадцать лет после распада СССР Москва объявила предоставление суверенитета союзным республикам ошибкой руководства КПСС, а стремление территорий к самостоятельности назвала «бациллой националистических амбиций».

Предоставленное в 90–х годах республикам право выхода из СССР было названо «миной, подорвавшей государственный иммунитет против заразы национализма» и «удовлетворением амбиций националистических элит». [13] Воссоздание империи в границах 1991 года преподносится Кремлём как актуальная цель.

Сегодня многовековая территориальная экспансия Кремля продолжается в войне, исходные точки которой – Донецк и Луганск, а конечная, по заявлениям российской пропаганды, – Лиссабон. Кремлёвские братки подкупили тьму политиков в Европе, оседлали президентские выборы в США, расселили на Западе свои семьи, приобрели там предприятия. Осталось поставить последнюю жирную точку: «Тут всё моё.».

Имперский мессианизм России остаётся непобедимой силой.

Битва Кремля за возвращение Украины: разрушенные городские кварталы
Битва Кремля за возвращение Украины

Мессианские цели в политических практиках США

Традиция американской внешней политики – продвижение американских экономических интересов и демократии. Одни администрации США опирались на дипломатические средства (Г. Трумэн, Р. Рейган), другие прибегали также к военным (Д. Кеннеди, Д. Буш младший). Иначе говоря, США использовали силовые способы в экспансии демократии, но, в отличие от России, не претендовали на поглощение новых территорий.

Американская общественность активно протестовала против войн, начатых администрациями США, и оказала большое влияние на их прекращение.

Активность в поддержке демократии менялась во времени. До середины ХХ века в США был силён политический изоляционизм. Во второй половине ХХ века он был преодолён. США вышли в центр мировой политики как держава, противостоящая красному авторитаризму.

Американское государство прошло путь от «cлабой силы» (до 1865 г.) к «внушительной силе» (1865–1945), затем стало «суперсилой» (1945–1990) и, наконец, «гиперсилой» (1990–2015). [14] Возрастание политического влияния и военной силы не привело к территориальной экспансии. 

Во всех войнах, в которых США участвовали в ХХ–ХХI вв., они опирались на мессианскую мотивацию продвижения свободы и демократии в сочетании с экономическими интересами: Первая мировая (против авторитарных государств Европы), Вторая мировая (против имперской авторитарной Японии и диктатуры нацистской Германии), Корея (защита демократии в южной части Кореи от агрессии красного севера), Вьетнам (защита демократии в южной части Вьетнама от агрессии красного севера), Ирак (продвижение демократии), Афганистан (борьба с терроризмом, продвижение демократии).

Соединённые Штаты как одна из держав–победительниц в Первой и Второй мировых войнах могли претендовать, но не претендовали на какие–либо территориальные приобретения. Красная Россия/СССР претендовала и расширилась. Но тут нужно пояснение.

Во время ВМВ американцы освободили пострадавшие от чудовищной японской оккупации острова Тихого океана, и решением ООН Соединённым Штатам была передана в опеку группа микроскопических тихоокеанских островов.

Марианские острова, включая Гуам, выбрали статус «внутреннего самоуправления в составе США» (население – граждане США без избирательного права). Каролинские острова предпочли статус «свободно ассоциированной с США территории». Независимая Республика Маршалловы острова имеет с США Договор о свободной ассоциации.

Особая история произошла с Гавайями, где за влияние конкурировали США, Франция, Англия, Япония и Россия. Гавайи были обречены. Американские производители сахарного тростника выиграли в конкурентной экономической борьбе и, как следствие, приобрели некоторую политическую силу. В 1898 г., после указа, подрывавшего их хозяйство, они свергли королеву. Ничего плохого кроме потери власти с королевой не случилось; гильотина – это не про американцев.

США присвоили Гавайям статус подконтрольной территории. В дальнейшем Гавайи претендовали не на самостоятельность, а на статус американского штата. В 1959 г., после 50–ти лет ожидания, они получили статус штата одновременно с Аляской. 

В чём сходство и различие территориальной политики США и России?

📌1. Территориальное расширение было в истории обеих держав. Но оно имело разную значимость в целях и результатах внешней политики.

✔Для России расширение было самоцелью и шло в больших масштабах. Российское государство добровольно территории не возвращало.

✔ В политике США расширение территории имело подчинённое значение, не было самоцелью и имело значительно меньшие масштабы. США возвращали аннексированные территории, если на то была воля народов. 

Во внешней политике американского государства  ставка делалась не на территориальную, а на экономическую экспансию. За единственным исключением, если силовые способы реализации внешнеполитических целей использовались, они не были нацелены на аннексии. 

В 1898 г. Соединённые Штаты поддержали восстание на Кубе против испанских колонизаторов и вступили в войну с Испанией. Испания проиграла, и по договору США получили контроль над испанскими колониями (за передачу территорию Филиппин США также заплатили Испании $20 млн). [16]

Территориям, приобретённым в антиколониальной войне с Испанией и пожелавшим быть самостоятельными, была возвращена независимость. 

В 1902 г. они вернули независимость Кубе и в 1946 г. – Филиппинам. Под контролем США остался мизерный остров Гуам в Тихом океане (часть Марианских островов) и Пуэрто-Рико. В настоящее время, согласно опросам, подавляющее большинство пуэрториканцев стремятся к получению статуса американского штата.

Залив и населённый пункт Гуантанамо на Кубе не имеют отношения к американским территориальным приобретениям. Там арендуется территория под военную базу.

В колониальном XIX веке США также присоединили несколько островов Тихого океана площадью 0.5–1 кв. мили и поделили с Германией и Британией микро-территорию архипелага Самоа, населённого воюющими между собой аборигенными племенами. [15]

📌2. Как и Россия, США воевали за территорию. Но в истории России война за территории была правилом, в истории США - исключением.

✔ Россия воевала во все века своей истории и провела множество войн. В XIX веке, во время глобального колониального раздела мира, Россия воевала или готовилась к территориальным военным захватам практически непрерывно.

✔ В век глобальной колонизации единственной войной США, направленной прямо и непосредственно на территориальное завоевание соседней территории, стала война с Мексикой в 1846–1848 гг. 

Статуя Свободы с факелом в Нью-Йорке
Статуя Свободы с факелом в Нью-Йорке

Статуя родины-матери с мечом в Волгограде
Статуя родины-матери с мечом в Волгограде
 
📌3. Колонизация соседних территорий на западе Северной Америки имела много общего с покорением Москвой территорий на востоке и юге. Этот процесс шёл в США почти век и закончился в 90–х годах XIX в. Но было много различий: 
  • США расширялись век, Русское царство   пять веков.
  • США признают антигуманный характер колонизации. Россия преподносит русификацию покорённых народов как большое благо. 
  • В освоении западных земель Америки главную роль играли свободные фермеры и предприниматели, а в России главную роль в присоединении соседних земель играло государство. 
Джон Гаст. Американский прогресс, 1873.
Джон Гаст. Американский прогресс, 1873. Источник: Prints and Photographs Division, Library of Congress.

📌4. Обе страны прибегали к покупке территорий, но значимость покупки территорий глубоко различна: 

✔ в США покупка играла большую роль (Луизиана, Флорида, Аляска и др.). Аляска была куплена у России в 1867 г. Конгрессмены США долгое время не понимали смысл покупки "бесполезного холодильника". 
✔ В России покупка территорий имела микроскопическое значение.

 А как же военные действия США в соседних странах?

Американцы не раз вели военные действия в соседних странах по многочисленным поводам. Цели так или иначе отражали двуединую миссию, о которой шла речь выше. Имеют ли они отношение к аннексиям? Нет, не имеют.

Вот примеры:
  • в 1905 г. США ввели внешнее управление над доминиканской таможней для обеспечения расчётов с иностранными кредиторами;
  • в 1918 г. США ввели войска в Россию для охраны военного снаряжения, поставленного Соединёнными Штатами России до выхода России из Первой мировой войны (в которой США с 1917 г. были союзником России), а также для помощи в эвакуации Чехословацкого корпуса и предотвращения агрессии Японии на Дальнем Востоке;
  • в 1916 г., во время Первой мировой войны они временно оккупировали Доминиканскую Республику из опасений использования её территории Германией для атак против США; оккупация продлилась до 1924 г.;
  • в 1912 году была совершена военная интервенция в Никарагуа для охраны собственности американских граждан после бунта внутри страны;
  • в 1915-1934 была временная оккупация Гаити для восстановления порядка и стабильности после убийства президента Гаити. [17]

Миссии выполнены!

Россия и США добились больших успехов в реализации своих мессианских замыслов.

💡К началу ХХ века Российская империя стала одной из двух ведущих колониальных империй мира, наряду с Британией. На сегодня Россия остаётся единственной империей мира и продолжает территориальные захваты.

С "мировым всеединством под водительством народа–богоносца" не получилось, но в советский период государство добилось больших успехов в выполнении этой грандиозной миссии под крышей левых идей. Каток советизации прошёл по всем странам Центральной Европы; красная зона охватила Корею, Китай и не только.

Территориальные успехи российской имперской политики заметно превзошли достижения в технологическом и экономическом развитии. Россия была стабильным реципиентом западных технологий и при безграничных территориальных, природных и огромных трудовых ресурсах в разы отставала от молодой Америки по уровню жизни населения, экономическому, технологическому и научно–образовательному уровню. Отставание углубляется.

Посмотрим на расширение территории Русского царства на картах (в примерно одинаковом масштабе):
Границы Русского царства в 1490-х годах Границы Российской империи в 1914 г.
Границы Русского царства в 1490-х годах и Российской империи в 1914 г.
Источник: https://histography.ru/#14890101, https://histography.ru/#19140728. Там же см. интерактивный вариант.

💡США тоже реализовали свои мессианские цели. К началу ХХ века американская мечта о построении Царства Божьего на земле воплотилась в мировом лидерстве США в экономике, технологическом развитии и демократическом устройстве.

В ХХI веке нация поставила задачу сохранить лидерство в соревновании с главным конкурентом – Китаем, экономическую мощь которого сама и обеспечила.

Сегодня Америка переживает революцию, затрагивающую основополагающие ценности нации. 

Заключение

Россия и США - страны мессианских идеологий, основанных на вере в исключительную роль в истории человечества.

✅ Русский мессианизм опирается на идею «мирового всеединства, основанного на ценностях русского народа–богоносца». В обновлённой версии ХХI века «русская святость» превратилась в «традиционные ценности», "Святая Русь" - в "Русский мир", а "мировое всеединство" проектируется как "триединый северный геополитический кластер".

✅ Американский мессианизм видит миссию американской нации в развитии мировой экономики в единстве с продвижением демократических ценностей.

✅ Русский лево–радикальный вызов Америке 1917 года – максималистская версия традиционного русского мессианизма, в которой была поставлена цель установить республику советов в масштабах всей планеты, включая США.

✅ США никогда не ставили цель покорения России или навязывания ей какого-либо политического режима.

✅ Русский мессианизм возвеличивает территориальное могущество и территориальную экспансию государства. Гордость за военные победы и оправдание имперских войн под видом «защиты безопасности» стали чертами русского национального сознания.

✅ Американский мессианизм не претендует на территориальные захваты. Он служит ценностным основанием экономической экспансии в сочетании с экспортом демократии.

✅ В российском мессианизме содержится пружина агрессии, энергия которой черпается в противопоставлении мифологизированной "духовности русского народа" материализму Запада и отсталости Востока.

✅ В американском мессианизме пружина агрессии берёт силу в понимании свободы и демократии как универсальных ценностей. Эта пружина намного слабее, чем российская. Сталкиваясь с отторжением, США отступают.

✅ Мессианизм США носит демократический характер. Мессианизм России носит имперский характер.

✅ Русский мессианизм оторван от реальности. "Святая Русь" царской России – такая же фикция, как "традиционные ценности" сегодняшнего Кремля. Россия никогда не была святее любой другой страны, скорее наоборот.

✅ Американский мессианизм прочно стоит на ногах экономических интересов и политического устройства, способствующего их реализации. Ни фикций, ни симулякров.

✅ В ХХ веке русский империализм маскировался идеями социализма; наивный мир их принял. В новом затмении, после длительного советского, прогресс Запада и США снова видится Кремлю регрессом, а собственное гниение – особой цивилизацией.

✅ Сегодня мертвящий дух российского имперского мессианизма открыто заявляет о себе войной без прикрытия левой фразеологией.

✅ Вряд ли имперский мессианизм России когда-нибудь откажется от попыток превратить Америку в часть подведомственного «кластера». Кремль долго и неустанно над этим работал и добился больших успехов в своём влиянии на расстановку сил в США. 

После этой статьи про идеологические корни противостояния России и США самое время почитать о важнейших этических истоках затянувшейся вражды: Как православная этика труда демонизировала капитализм США  😉.
 
***

Вернуться на главную страницу: https://rusamerist.blogspot.com/
____________________

[1] https://www.rbc.ru/politics/27/09/2023/6513fa6f9a794745793191aa?from=copy

[2] Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года. http://kremlin.ru/events/president/news/67843.

[3] Transcript of President George Washington's Farewell Address (1796)
https://www.ourdocuments.gov/doc.php?flash=false&doc=15&page=transcript

[4] Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. «Русская Система» как попытка понимания русской истории. - Полис, 2001, № 4,
https://studfile.net/preview/6311398/

[5] Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении, М., 1994, с. 27,
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Horos/01.php /

[6] McMeekin S. The Russian revolution: a new history. New-York, 2017, p.11.

[6а] АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 675. Лл. 31–41. Машинопись. Заверенная копия. Архив Александра Н. Яковлева, https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1010991; АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 33. Д. 2314. Лл. 41–44, alexanderyakovlev.org, https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011021; АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 675. Лл. 108–116,. https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011048.

[7] Ленин В.И. Телеграмма Л. Д. Троцкому 9 августа 1919 г. ППС, 1969, т. 51, с. 50. Ленин ПСС издание 5 том 51 (uaio.ru)

[8] Ленин В.И. Телеграмма И.Т. Смилге и Г.К. Орджоникидзе. 28 февраля 1920 г. В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922. М. 2017. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/30923-telegramma-i-t-smilge-i-g-k-ordzhonikidze-28-fevralya-1920-g

[9] Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М, 1996, с. 31.

[10] Из переписки В.И. Ленина, 5 июня 1918 г. В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922. М. 2017. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/30831?query=%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+NOT+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD#mode/inspect/page/2/zoom/4

[11] Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Под ред. докторов исторических наук Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского, London, 1992.

[12] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.), т. 1, СПб, 2003, с. 45.

[13] Обращение Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года  (kremlin.ru)

[14] Mandelbaum M. The Four Ages of American Foreign Policy, 2022.

[15] United States territorial acquisitions
https://ballotpedia.org/United_States_territorial_acquisitions#:~:text=In%201947%2C%20the%20Mariana%20Islands,for%20%2412%20per%20square%20mile.

[16] United States territorial acquisitions


См. также:
Очень хорошая статья: Vatro Murvar. Messianism in Russia: Religious and Revolutionary. Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 10, No. 4 (Winter, 1971), pp. 277- 338. http://www.jstor.org/stable/1384779.

Duncan Peter J.S. Russian messianism: Third Rome, revolution, Communism and after. L.; N.Y., 2002
Foglesong D. S. The American Mission and the “Evil Empire”: The Crusade for a 'Free Russia' since 1881. New York, 2007
Handy, R. T. (1976). The American Messianic Consciousness: The Concept of the Chosen People and Manifest Destiny. Review & Expositor, 73(1), 47–58.
Peacock М. Russia-US Foreign Relations, 1917–1991. https://oxfordre.com/americanhistory/view/10.1093/acrefore/9780199329175.001.0001/acrefore-9780199329175-e-366.
Saul N. E. Concord and conflict: the United States and Russia, 1867-1914. Kanzas, 1996, p. 589.
Гулыга А.В. Русская идея и её творцы: Философские портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского до А.Ф. Лосева. М., 1995.
Мальков В. Л. Россия и США в ХХ веке: очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте. М., Наука, 2009.
Румянцева Т. Г. От православного мессианизма к доктрине «мировой революции»: преемственность или радикальный разрыв с прошлым? // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2021. №2.
Согрин В.В. США в ХХ–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.
Скавронский M. Московская ересь мессианства. 15.10.2022. https://newssky.com.ua/moskovskaya-eres-messianstva/
Цуранович А. Общепринятое восприятие современного русского мессианизма. Попытка критической верификации // Вестник МГИМО. 2019. №1 (64).Шкурко Н. С. Российский имперский миф как социокультурный феномен // Вестник СВФУ. 2009. №1.
Язовская О.В. Теоретические подходы к понятию имперскости в зарубежных исследованиях постколониализма. – Общество: политика, экономика, право. 2019, № 12.

Государственный антиамериканизм от Ленина к Путину