Как православная этика труда демонизировала капитализм США
Антикапиталистический угар наносил стране большой ущерб, но власти цеплялись за него до полного развала экономики. Утопия оказалась важнее здравого смысла и экономических интересов. Выбор пути саморазрушения упирается в глубинные православные ценности России.
Антибуржуазный этос православной России
Максимов В.М. Красный угол в избе. 1869. Государственный Русский музей, С.-Петербург |
Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |
Отношение успешных предпринимателей царской России к православию
- старообрядцы,
- западные промышленники,
- еврейская торгово-финансовая буржуазия.
Савва Морозов (1862-1905): "Я говорю: работаю, значит, существую." Известный промышленник из династии старообрядцев. Осуждал царизм, спонсировал большевиков. Застрелился при странных обстоятельствах после того как отказался давать деньги большевикам. |
В 1917 г. 64% торгово-промышленного населения России составляли старообрядцы и их дети.[10]
В первых двух купеческих гильдиях более половины составляли евреи при доле 3.5% в численности населения страны.
Виднейшие машинозаводчики России конца ХIX в. носили иностранные фамилии. Оптовая торговля в ХIX в. находилась в руках германцев. [11]
Экономическое диссидентство этих групп имело разные причины:
- Трудовая этика немецких и английских капиталистов была плодом западного этоса рационального предпринимательства.
- Главная причина экономических успехов старообрядцев – вынужденная необходимость укрепления общины в её противостоянии государству. Это была «деловитость от покинутости», гонений и дискриминации. Именно в противостоянии с государственной церковью, а не в изменении ценностной матрицы православия, состоял вызов старообрядцев.
- Сходные основания обусловливали торгово–финансовую успешность евреев, хотя в этом слое предпринимателей работали также некоторые ценностные установки иудаизма.
Кустодиев Б.М. Гостиный двор (В торговых рядах). 1916. art-catalog.ru |
Антибуржуазность российской интеллигенции
В большинстве своём интеллигенция подозрительно относилась к предпринимательству, частной собственности и капитализму.
❗Русская интеллигенция не понимала созидательного смысла промышленного капитализма и видела в нём только стяжательство.
Она не замечала в капитализме самое важное: производство полезных благ, небывалую ранее производительность и стимулы развития профессиональных качеств личности – ответственности, инициативы, предприимчивости.
Преобладающим интеллигентским настроем по отношению к капитализму была критика. На этой критике формировалась идеология революционных групп.
Члены петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В. Ленин - в центре. 1897 |
🔍«стремление к развитию производства и творческая инициатива в этой области слишком часто у нас рассматриваются… как «буржуйство», стремление к наживе»; в России распространено «интеллигентское пренeбpeжeниe или барски-снисходительное отношение» к прозе жизни – хозяйственной деятельности (С.Н. Булгаков, 1909 г.); [13]
🔍наша образованность озлоблена против промышленности и тянет в сторону отжитого патриархального быта (Д.И. Менделеев, 1906 г.). [14]
- всякого рода стяжание для себя несовместимо с христианством;
- «до противности пошлые люди – живущие на плоскости благ науки, техники и общественного благоустройства» (1908 г.).[15]
Русские революционеры считали народы Запада пребывающими в «буржуазной тьме». [16]
Н. Бердяев свидетельствует, что образованная общественность России критиковала Запад за техницизм, «разрыв с сущим», культ «плачевной золотой посредственности» и превозносила бескорыстие сердца, скромность ума, терпение и самоотречение русского человека. Часть левой радикальной интеллигенции даже к интеллектуальным профессиям относилась как к «почти безнравственным», видела в них измену народу, равнодушие к интересам крестьян и рабочих (Н. Бердяев, 1909 г.).
Русский философ Николай Бердяев (1874-1948) |
Небольшая часть русской интеллигенции понимала прогрессивную роль предпринимательства и осознавала, что современное общество без промышленного капитализма невозможно. Они встречали в России шквал критики.
❗ Миру «стяжательства» русская интеллигенция противопоставляла мир справедливости, которая отождествлялась с равенством.
Идея равенства была популярна в русском образованном слое. Она привлекала народников, социал-демократов и, отчасти, либералов. Уравнительность была традиционной ценностью русского общинного крестьянства и рабочего класса – выходцев из крестьянства. Идея конкуренции способностей как важнейшего источника продуктивной экономики, была чужой и враждебной русскому этосу.
Согласно Н. Бердяеву, интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. [18]
По свидетельству П.Б. Струве (1908 г.) русская интеллигенция воспитывалась на гибельной идее безответственного равенства, поэтому не способна понимать существа экономического развития общества, смысла промышленного капитализма и его необходимого элемента «человеческой личности, отмеченной более высокой степенью годности.» Только на идее личной годности может быть создана более производительная экономика, считал П. Струве. [17]
П.Б. Струве, общественный деятель, экономист, социолог. 1907 |
❗Частная собственность в русском традиционном этосе имела сомнительное моральное оправдание.
Образованная общественность левого крыла видела в собственности врага равенства, связывала частную собственность с приземлённостью (в противовес духовной свободе) и эксплуатацией.
Носители правых взглядов считали её источником социальных разногласий и разрушения государства.
Итак, антибуржуазный дух русской интеллигенции проявлялся:
- в непонимании созидательного смысла капитализма,
- сведении последнего к хищническому обогащению,
- толкованию справедливости как равенства,
- подозрительном отношении к частной собственности.
Чем левее были взгляды, тем критичнее было отношение к обогащению и выше оценка уравнительного блага.
После революции 1917 г. левые радикалы не только не похоронили этос, родившийся в традиционных обществах эпохи феодализма, но и освежили его красками социалистического макияжа. Неслучайно советская промышленность создавалась в 1930-е годы «годными личностями» (П.Струве) Америки и других западных стран.
Придя к власти, радикальные левые революционеры объявили США, преуспевающую страну капитализма, врагом и начали финансовую, идеологическую и политическую интервенцию в США с прямо заявленной целью уничтожения американского государства и общественного строя демократической Америки.
Русский идеал общественного служения
На чём может держаться экономика, если не на экономическом интересе? Ответ русской православной идеологии – на общественном служении.
Пирамида служения представлялась так:
- Государь, наиболее думающий о России, наиболее за неё терпящий.
- Государство и чиновники, сплачивающее всех, – олицетворение высокого общественного служения рангом ниже.
- У дворянства идеалу служения в первую очередь соответствовала военная служба, во вторую – гражданская государству.
- Духовенство, само собой, при святом деле богослужения.
- Внизу пирамиды – главные производительные слои общества. Нравственное оправдание их деятельности нуждалось в ухищрениях.
- Каждодневная хозяйственная деятельность считалась мещанством и пошлостью. [19]
- «Героический интеллигент не довольствуется… ролью скромного работника, … его мечта – быть спасителем человечества или по крайней мере русского народа.» [20]
- У русского интеллигента «думать о своей личности – эгоизм, непристойность; настоящий человек лишь тот, кто думает об общественном, интересуется вопросами общественности, работает на пользу общую». [21]
Корзухин А.И. (1835–1894). Портрет золотопромышленника и исследователя А.М. Сибирякова. Иркутский областной художественный музей |
Свои награды он получил не за вклад в экономику страны, а за благотворительную деятельность и помощь в организации географических экспедиций. Cамое известное пожертвование предприниматель сделал первому сибирскому университету в Томске в 1878 году. После революции он вынужден был покинуть родину и жил в бедности, пока шведское правительство не назначило ему пожизненную пенсию за вклад в географические исследования.
Пропасть между нравами и идеалами
Идеал общественного служения, наложивший моральный запрет на экономические интересы, не сделал русского человека святым. Скорее наоборот.
Моральное осуждение законного обогащения привело к расцвету незаконного - взяточничеству и казнокрадству служилых людей. Стремление к открытому производительному обретению богатства замещалось жаждой обогатиться скрытыми поборами и грабежом:
- «В России вся собственность выросла из «выпросил» или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда, собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.» (В. Розанов, 1912 г.) [24]
- Чиновники и приказчики – люди корыстолюбивые, жадные, развратные, ленивые и «наезжают в деревню только затем, чтобы оскорбить, обобрать, напугать» (А. Чехов, Мужики, 1897 г.).
Маковский В.Е. Секрет. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Поскольку богатство – от Бога, а не от труда, высокие идеалы соседствовали с нравственным безразличием к незаконному обогащению. Тем более что оно скрывалось и зависело от игры случая. Неслучайно денежный промысел большевиков обманом и грабежом «для борьбы за интересы трудящихся» не вызывал осуждения.
Согласно Н. Бердяеву, русскому человеку свойственны святость в идеалах и "свинство" в реальности, почитание сверхчеловеческого совершенства и недостаточность совершенства человеческого. [23] Деспотизм государственной власти играл роль катализатора "свинства".
Психология русского обогащения, находившегося под молотом идеала нестяжательства, была замысловатой: «Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью… Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели.» (Н. Бердяев, 1917) [25].
Экономика проигрывала от этого двоемыслия, теряя духовные стимулы. Американский протестантский этос позволял предпринимателю гордиться своим богатством, от этого выигрывал не только он сам, но и промышленность, и потребители.
Прямым следствием этоса, в котором капиталистическое накопление считалось безнравственным, была иррациональная трата богатства, включая «одичалое потребительство», прожигание богатства на кураж. Богатство растрачивали на кутежи в ресторанах, предметы искусства и роскоши, драгоценности, карточные игры, лошадей, автомобили, ложи в театрах.
Веками существовала традиция перевода "самоотверженными слугами" украденных государственных денег в заграничные банки. Александр Меньшиков перевёл в английские банки 5 млн р. в то время, как государственный бюджет России в начале царствования Петра I составлял 1.5 млн р., а в конце XVIII в. – около 10 млн р. В конце екатерининского правления ворованное переводили в амстердамские банки. Традиция не иссякла в советский период и продолжается до сих пор. Роль переведённых средств в экономике Запада историками не исследована. [26]
Интеллигентский идеал подвижничества заслонил ценность методичного труда, герой – скромного работника. По этому поводу С. Булгаков, автор блестящей «Философии хозяйства», заметил: в России при обилии героев мало трудоспособных людей.
М. В. Нестеров. «Философы». П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков. 1917 |
Согласно свидетельствам тех лет, средний интеллигент плохо знает своё дело, небрежно к нему относится, в студенчестве не проявляет усердия в освоении профессиональных знаний, работает только при подготовке экзаменов. [27]
Среди интеллигенции были непопулярны понятия личной нравственности и личной ответственности. Методичная практическая деятельность считалась «бескрылостью».
Д. Менделеев писал об отсутствии личной предприимчивости интеллигнции: «Если манна небесная сама собой не валится, то наша образованность привыкла обвинять кого-нибудь или вверху или внизу, а сама ничего не предпринимать, если оно сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности.» (1906 г.) [28]
В.Н. Муравьёв характеризовал «русское интеллигентское миросозерцание» как «доведённое до конца отвлечённое построение жизни.» (1908 г.) [29]
В. Розанов назвал революцию в России русской ленью, собравшейся перевернуть мир. [30]
Революционер В. Ульянов (Ленин) в отношению к труду был типичным представителем русского интеллигентского этоса. За всю свою жизнь он работал по приобретённой специальности менее двух лет. Остальное время, по его словам, занимался «решением величайших вопросов человечества». Ленин никогда не интересовался, как труд создаёт богатство. Жил, главным образом, за счёт других (помощь матери и тёщи и партийная касса со значительными вливаниями правительства Германии). Никогда не изучал труд своими глазами на заводах, в рабочих кварталах или в крестьянском хозяйстве, это было «ненаучно» для него. Относил себя к слою людей, наделённых особым знанием и выполняющих историческую миссию. [31]
Согласно свидетельствам, в европейском изгнании в быту многих революционеров ленинского круга царили грязь и беспорядок. Вера Засулич имела привычку гасить папироски обо всё, что подвернётся под руку, включая своих собеседников. Тот же бедлам большевики устроили во дворце М. Кшесинской после возвращения в Россию. Кстати деньги на аренду роскошного особняка у противников богатства были!
После октябрьского переворота бытом этих людей занималась прислуга, в т. ч. в отобранных у капиталистов подмосковных особняках, которые они разобрали на дачи. Обвинённых в грехе сребролюбия создателей российской промышленности они обобрали и репрессировали, многих убили. Всё было в "лучших" традициях привилигированных сословий и казнокрадов России.
Нравы крестьян, составлявших подавляющее большинство населения России начала ХХ века, были пугающе далеки от идеалов общественного служения:
- Под покровом общинности односельчане боролись друг с другом за личные выгоды. Деревня была рассадником интриг, кровной мести, жадности, нечестности, злобы и временами жуткого насилия одного соседа против другого. [32]
- «Они грубы‚ нечестны‚ грязны‚ нетрезвы‚ живут не согласно‚ постоянно ссорятся‚ потому что не уважают‚ боятся и подозревают друг друга. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские, школьные, церковные деньги? Мужик. Кто украл у соседа, поджёг, ложно показал на суде за бутылку водки? Кто в земских и других собраниях первый ратует против мужиков? Мужик». (А. Чехов, «Мужики», 1897 г.)
- общинный коллективизм,
- подозрительное отношение к новшествам,
- культ традиции,
- боязнь риска и личной ответственности,
- смирение с зависимостью от барина, общины и государства.
Куликов И.С. В крестьянской избе. 1902. art-catalog.ru |
Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе. 1895. Государственный Русский музей, С.-Петербург |
На мой взгляд, самым разительным отличием русского и американского этоса начала ХХ века является запредельная бесчеловечность русских нравов. По оценке С. Аскольдова, в русском человеке мало человеческого начала, а "наиболее сильными являются начала святое и звериное."[37]
Жизнь человека ничего не стоила. Побои жён были обыденностью деревенской жизни. Смерть ребёнка в крестьянской семье могла быть радостью, а оставшийся в живых после войны сын–калека – горем. Поразителен факт биографии М. Цветаевой, которая не кормила свою нелюбимую дочь, и девочка умерла от истощения. Публичное моральное и физическое надругательство над крестьянином, рабочим и солдатом не были редкостью. Русский человек мог спокойно рассуждать о физическом уничтожении миллионов людей для создания новой России (М. Горький, "О русском крестьянстве", 1922).
И тут подоспел марксизм
Пустующее святое место экономических интересов в этосе России помог заполнить экономический материализм популярного в то время марксизма.
Россия стала первой страной, где «Капитал» был издан на иностранном языке. Книга пришлась кстати: марксистская критика капитализма идеально укладывалась в традиционный этос православия с его осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к промышленному предпринимательству.
Одновременно марксизм давал моральное оправдание экономическим интересам и благословлял востребованное временем промышленное развитие. Делал он это с помощью утопии социализма.
Неизвестный художник. Плакат "Карл Маркс". 1925. |
- антибуржуазный дух православной страны – с марксистской критикой капитализма;
- уравнительно–распределительные ценности – с теорией социализма;
- русский идеал общественного служения – с идеями общенародной собственности и «единой народной фабрики»;
- западные гуманистические ценности земного счастья, равенства, братства и справедливости – с православной ментальной установкой на «нестяжание»;
- нашлось место и возвышенной ценности физического труда в пролетарской версии;
- наконец, сакральная ценность территориального величия страны и гордость за военные победы (см. Дуэль мессианизмов России и США прекрасно совместились с пониманием марксистами–ленинцами своей исторической миссии, которую они видели в борьбе за победу социализма во всём мире и установление всемирной республики советов.
С приходом большевиков к власти в России идеи марксизма в обрусевшем варианте обрели форму государственной идеологии. Под её флагом русская революционная интеллигенция открыла в 1917 г. эпоху конфронтации с "миром капитала" и его заокеанским флагманом, США.
А что сейчас, в современной капиталистической России? Да та же твердыня "духа феодализма"! Россия давно начала переплавку недолго погулявшего на свободе капитализма. Российская экономика всё больше становится квази-капитализмом и неофеодализмом, зависящим от воли патримониального Отца и его аппарата. Государственная идеология всё больше похожа на традиционный русский иррациональный мессианизм, переживший царское, советское и, как сейчас очевидно, постсоветское время.
Этос США представлял собой разительный контраст.
Протестантский "дух капитализма" США
В США духовным основанием успешного промышленного предпринимательства стала протестантская трудовая этика.
Этика протестантизма о труде, собственности, богатстве и бережливости
В протестантизме утверждается, что труд и его плоды выявляют, снизошла ли на человека благодать божья. Доход, полученный производственной деятельностью, имеет высокую моральную оценку, а богатство признаётся признаком богоизбранности. Нравственно одобряется капитал - богатство, вложенное в производство. Собственность возводится в ранг сакральных ценностей.
Протестантская этика наложила моральный запрет на расточительность, осудила порок роскоши и удовольствий, типичный для феодальной аристократии. Бережливость в протестантизме стала почитаться как особая добродетель.
Протестантская церковь начала с себя. Религиозный культ и ритуал бесконечно упростился.
- культ трудолюбия и делового успеха,
- идею трудового призвания,
- бережливость.
Протестантский "дух капитализма"
- служение индивидуальному трудовому призванию и получение вознаграждения в рамках мирского дела;
- смысл жизни в формуле «человек для дела», а не «дело для человека»;
- стремление к получению прибыли путём рациональной капиталистической организации свободного труда, а не торговлей, ссудными операциями или войной;
- осуждение безудержной алчности;
- утилитарное использование богатства вместо трат на показную роскошь;
- рациональное ограничение потребления;
- умеренность и упорство;
- рационализация на основе точного расчёта, науки и права;
- освобождение от власти традиций;
- осмотрительность и решительность.[2]
Грант Вуд. Американская готика. 1930. |
Экономика капитализма
Американцы не принимали идею социализма. Они верили, что любой, кто усердно трудится и целеустремлён, может добиться процветания. [8]
В те годы, когда в России росла популярность «единственно верной» антибуржуазной теории марксизма, в США утверждалась новая философия прагматизма, согласно которой все абсолюты иллюзорны и служат для парализации человеческой воли, а идеи верны, если они работают на успех.
Протестантизм и эстетика капиталистической Америки
Протестантизм и американский тип личности
- один из основных принципов американской жизни – «помогай себе сам»;
- дух самостоятельности пронизывает весь американский народ;
- родители рано приучают своих детей думать об экономической независимости, дети даже из состоятельных семей должны начинать с небольшого содержания и собственными силами добиваться большего.
- в американском характере есть «активное чувство общего интереса, солидный, крепкий, общественный дух, патриотизм — не созерцательный и мистический, но практический и деятельный». [4]
- американцы - деловые люди с упорной энергией, необыкновенно оптимистичные, стремящиеся облегчить и усовершенствовать свою жизнь, предприимчивые, практичные, умеющие считать деньги, деловитые, но при этом законопослушные, уважающие гражданские свободы и труд независимо от статуса. [5]
- «В Америке культура мысли, а затем развитие самодеятельности – культура характеров: людей здесь учат действовать, лепить новые формы жизни, класть на жизнь яркий, смелый отпечаток собственной личности, здесь все – творцы, все художники, и простор для живого творчества жизни и смелости мысли.» [6]
Ф. Ремингтон. Отпусти его на свободу, Билл. 1892. Источник: jmy.ru
Заключение
🛕 В основе 70-летней вражды красной России с "мировым капиталом" и его флагманом США лежали не геополитические столкновения и не противоречия экономических интересов. Антиамериканизм большевистской России основывался на многовековом антибуржуазном нраве православной страны, застрявшей в архаике ценностей средних веков.
🛕 Важнейшим духовным основанием начавшейся в 1917 г. эпохи противостояния России и США стал глубокий разлом этосов двух стран в сфере труда, богатства, собственности и предпринимательства. В России господствовал антибуржуазный этос, в США – дух капитализма.
🛕 В начале ХХ века антибуржуазность была преобладающим умонастроением русской интеллигенции. Русский образованный слой не понимал созидательного смысла промышленного капитализма, видел в нём только стяжательство. Левые радикалы испытывали иррациональную ненависть к капитализму вообще и к американскому, в особенности.
🛕 «Социалистическое умопомрачение» было замешано на мессианской идеологии и антибуржуазном этосе православной России.
🛕 Марксистская критика капитализма идеально укладывалась в традиционный этос православия с его осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к промышленному предпринимательству.
🛕 С приходом к власти большевиков антибуржуазный этос России в обёртке обрусевшего марксизма обрёл форму государственной идеологии, и под её флагом русская революционная интеллигенция открыла в 1917 г. эпоху конфронтации с миром капитала.
***