Как православная этика труда демонизировала капитализм США

Почему именно Россия в ХХ веке вызвалась стать штабом свержения "власти капитала"  в мировом масштабе? Откуда в российском общественном сознании взялась глубокая неприязнь к частной собственности и предпринимательству? Чтобы разобраться, стоит обратиться к православной этике труда, богатства и собственности. 

Антикапиталистический угар наносил стране большой ущерб, но власти цеплялись за него до полного развала экономики. Утопия оказалась важнее здравого смысла и экономических интересов. Выбор пути саморазрушения упирается в глубинные православные ценности России.  

📜В этой статье раскрываются религиозно-этические корни разного отношения к труду, частной собственности, предпринимательству и богатству в дореволюционной России и в США. Показываются истоки неприязни русского образованного слоя к капитализму и преклонения перед марксизмом.  

Кустодиев Б.М. Крестный ход. 1915. 

 Что текст грядущий Вам готовит:
  • Антибуржуазный этос православной России.
  • Отношение успешных предпринимателей царской России к православию.
  • Антибуржуазность российской интеллигенции.
  • Русский идеал общественного служения.
  • Пропасть между реальными нравами и идеалами.
  • И тут подоспел марксизм.
  • Протестантский "дух капитализма" США.

Антибуржуазный этос православной России

Что такое этос? Упрощённо говоря, этика и мораль дают правила поведения, а этос показывает, что от правил остаётся в повседневной жизни. Разрыв между предписаниями и поведением людей огромен!
Этос говорит о том, каким ценностям следуют представители той или иной страны (класса, слоя), каковы стандарты и образцы их поведения, нравы, стиль жизни и т.п. [1]

В начале ХХ в., накануне антикапиталистической эры Кремля,  в этосе всех слоёв русского общества преобладали православные этические ценности. Атеисты, в том числе большевики, не были исключением. Отрицая религию и церковь, они одновременно транслировали некоторые глубинные ценностные установки православия. 

Православные установки на труд, богатство и предпринимательство сыграли решающую роль в рождении антикапиталистического большевистского затмения.  Какие именно?

Православие рассматривало земное существование человека (в противовположность небесному) как царство греха, а стремление к богатству – как грех сребролюбия. Предпринимательство оценивалось как сомнительная деятельность.

Католическая Европа прошла через такие же установки во времена Средневековья. В эпоху модернизации XVI-XIX веков европейское христианство реформировалось в сторону обмирщения. На смену традиционной картины мира, в центре которой находился бог, пришла современная, в центр которой был поставлен человек и его земные нужды. Стремление к прибыли и предпринимательство получили моральное оправдание сначала в протестантизме, затем у католиков.

Иначе говоря, переход от экономики феодализма к на порядок более производительному капитализму включал в себя глубокие моральные переоценки ценностей и без них был бы невозможен. Православная Россия застряла на ценностях традиционной культуры европейского Средневековья.

Мораль русского православия вполне соответствовала феодальной экономике Европы и государственному крепостничеству Азии, но была тормозом развития капитализма. Условно говоря, застрявший в прошлом дух феодализма России сопротивлялся пришедшему на смену духу капитализма развитых стран. 

В начале ХХ века в этосе России по-прежнему преобладала оценка капитализма как пути утраты духовности. Промышленно-предпринимательская деятельность считалась нравственно неблагонадёжной. Осуждалась «жизнь, посвящённая наращиванию земных сокровищ».

Если в протестантском этосе США неспособность самореализации в труде и бедность рассматривались как признаки духовной ущербности, то в православной России, наоборот, деловой успех и достигнутое трудом богатство считались признаками бездуховности.

Максимов В.М. Красный угол в избе. 1869. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Православие возвышало, на словах, лишь одну из разновидностей труда – физический труд, как это было в этике европейского Средневековья, но не в экономическом смысле, а как способ борьбы с греховными побуждениями, как разновидность аскезы.

Лев Толстой на пашне – не только факт его биографии, но и своеобразный символ православного этоса.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В США протестантизм способствовал развитию ответственности, воли и энергии человека, а в России православие тормозило развитие предпринимательских качеств.

Православие навязывало «рабу божьему» покорность, послушание и обязанность служения. Это заметно во всём, начиная с церковного культа и ритуала православной и протестантской церкви: 

 
В православной церкви: Виноградов С.А. В церкви. Конец 1890-х. Источник: art-catalog.ru
В протестантской церкви: Гари Мельхерс. Проповедь. Источник: gallerix.ru

Несмотря на осуждение православной этикой стремления человека к деловому успеху, в России шло развитие капитализма и появлялись успешные предприниматели. Противоречит ли этот факт утверждению об антикапиталистическом духе русского православия? 

Отношение успешных предпринимателей царской России к православию

Наиболее активные и успешные предприниматели России начала ХХ века – диссиденты русского этоса.

К ним принадлежали:
  • старообрядцы,
  • западные промышленники,
  • еврейская торгово-финансовая буржуазия.
В начале ХX в. старообрядцы, составляя в общей численности населения менее 1.5%, дали России свыше 2/3 предпринимателей-миллионеров. [9]

Савва Морозов (1862-1905): "Я говорю: работаю, значит, существую."
Известный промышленник из династии старообрядцев.
Осуждал царизм, спонсировал большевиков. Застрелился при странных обстоятельствах после того как отказался давать деньги большевикам.

В 1917 г. 64% торгово-промышленного населения России составляли старообрядцы и их дети.[10]

В первых двух купеческих гильдиях более половины составляли евреи при доле 3.5% в численности населения страны.

Виднейшие машинозаводчики России конца ХIX в. носили иностранные фамилии. Оптовая торговля в ХIX в. находилась в руках германцев. [11]

Экономическое диссидентство этих групп имело разные причины:

  • Трудовая этика немецких и английских капиталистов была плодом западного этоса рационального предпринимательства.
  • Главная причина экономических успехов старообрядцев – вынужденная необходимость укрепления общины в её противостоянии государству. Это была «деловитость от покинутости», гонений и дискриминации. Именно в противостоянии с государственной церковью, а не в изменении ценностной матрицы православия, состоял вызов старообрядцев.
  • Сходные основания обусловливали торгово–финансовую успешность евреев, хотя в этом слое предпринимателей работали также некоторые ценностные установки иудаизма.

Кустодиев Б.М. Гостиный двор (В торговых рядах). 1916. art-catalog.ru

Антибуржуазный православный этос своеобразно проявлялся в каждом слое российского общества. Наибольшую роль в последующем ходе событий (революция, социализм, противостояние «миру капитала»), включая конфронтацию с США, сыграл этос русской интеллигенции.

Антибуржуазность российской интеллигенции

В большинстве своём интеллигенция подозрительно относилась к предпринимательству, частной собственности и капитализму.

❗Русская интеллигенция не понимала созидательного смысла промышленного капитализма и видела в нём только стяжательство.

Она не замечала в капитализме  самое важное: производство полезных благ, небывалую ранее производительность и стимулы развития профессиональных качеств личности – ответственности, инициативы, предприимчивости.

Преобладающим интеллигентским настроем по отношению к капитализму была критика. На этой критике формировалась идеология революционных групп. 

Члены петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В. Ленин - в центре.  1897
Фото: wikimedia.org

Из свидетельств русских мыслителей и общественных деятелей начала ХХ века:
   🔍«русская интеллигенция в её целом не понимала и до сих пор не понимает значения и смысла промышленного капитализма. Она видела в нем только «неравное распределение», «хищничество» или «хапанье» и не видела в его торжестве победы более производительной системы, не понимала его роли в процессе хозяйственного воспитания и самовоспитания общества.» (П.Б. Струве, 1908 г.); [12]
    🔍«стремление к развитию производства и творческая инициатива в этой области слишком часто у нас рассматриваются… как «буржуйство», стремление к наживе»; в России распространено «интеллигентское пренeбpeжeниили барски-снисходительное отношение» к прозе жизни – хозяйственной деятельности (С.Н. Булгаков, 1909 г.); [13]
    🔍наша образованность озлоблена против промышленности и тянет в сторону отжитого патриархального быта (Д.И. Менделеев, 1906 г.). [14]

В глазах российской интеллигенции промышленной деятельностью занимался тот, кто не обладал высокими нравственными качествами, а банкиры и «торгаши» – тунеядцы и мироеды. Русская живопись – иллюстрация таких оценок:

Кустодиев Б.М. Купец (Старик с деньгами). 1918. art-catalog.ru 


Многие русские мыслители осуждали "стяжание" и практицизм. Читаем у русского философа С. А. Аскольдова:
  • всякого рода стяжание для себя несовместимо с христианством;
  • «до противности пошлые люди – живущие на плоскости благ науки, техники и общественного благоустройства» (1908 г.).[15]
В лексиконе представителя русской революционной интеллигенции и будущего главы государства В. Ленина зажиточные крестьяне, ведущее рыночное хозяйство, – это «жадное, обожравшееся, зверское кулачьё», «жиреющие пауки», «вампиры», «пиявки, пьющие кровь трудящихся» (Ленин В.И. ПСС, т. 37, с. 41).

Русские революционеры считали народы Запада пребывающими в «буржуазной тьме». [16]

Н. Бердяев свидетельствует, что образованная общественность России критиковала Запад за техницизм, «разрыв с сущим», культ «плачевной золотой посредственности» и превозносила бескорыстие сердца, скромность ума, терпение и самоотречение русского человека. Часть левой радикальной интеллигенции даже к интеллектуальным профессиям относилась как к «почти безнравственным», видела в них измену народу, равнодушие к интересам крестьян и рабочих (Н. Бердяев, 1909 г.).

Русский философ Николай Бердяев (1874-1948)

Небольшая часть русской интеллигенции понимала прогрессивную роль предпринимательства и осознавала, что современное общество без промышленного капитализма невозможно. Они встречали в России шквал критики. 

 Миру «стяжательства» русская интеллигенция противопоставляла мир справедливости, которая отождествлялась с равенством.

Идея равенства была популярна в русском образованном слое. Она привлекала народников, социал-демократов и, отчасти, либералов. Уравнительность была традиционной ценностью русского общинного крестьянства и рабочего класса  выходцев из крестьянства.  Идея конкуренции способностей как важнейшего источника продуктивной экономики, была чужой и враждебной русскому этосу. 

Согласно Н. Бердяеву, интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. [18]

По свидетельству П.Б. Струве (1908 г.) русская интеллигенция воспитывалась на гибельной идее безответственного равенства, поэтому не способна понимать существа экономического развития общества, смысла промышленного капитализма и его необходимого элемента «человеческой личности, отмеченной более высокой степенью годности.» Только на идее личной годности может быть создана более производительная экономика, считал П. Струве. [17] 

П.Б. Струве, общественный деятель, экономист, социолог. 1907

Частная собственность в русском традиционном этосе имела сомнительное моральное оправдание.

Образованная общественность левого крыла видела в собственности врага равенства, связывала частную собственность с приземлённостью (в противовес духовной свободе) и эксплуатацией.

Носители правых взглядов считали её источником социальных разногласий и разрушения государства.

Итак, антибуржуазный дух русской интеллигенции проявлялся:

  • в непонимании созидательного смысла капитализма,
  • сведении последнего к хищническому обогащению,
  • толкованию справедливости как равенства,
  • подозрительном отношении к частной собственности

Чем левее были взгляды, тем критичнее было отношение к обогащению и выше оценка уравнительного блага.

После революции 1917 г. левые радикалы не только не похоронили этос, родившийся в традиционных обществах эпохи феодализма, но и освежили его красками социалистического макияжа. Неслучайно советская промышленность создавалась в 1930-е годы «годными личностями» (П.Струве) Америки и других западных стран.

Придя к власти, радикальные левые революционеры объявили США, преуспевающую страну капитализма, врагом и начали финансовую, идеологическую и политическую интервенцию в США с прямо заявленной целью уничтожения американского государства и общественного строя демократической Америки. 

В современной России некоторые проявления антибуржуазного этоса продолжают жить. Среди них – ненависть к богатой Америке и избитые формулы о её жадности и продажности. Вот заголовки современной российской прессы: «Любовь за деньги: как США признали Советскую Россию, «Американская алчность – угроза человечеству», «Америку жадность сгубила» и т.д.

Русский идеал общественного служения

На чём может держаться экономика, если не на экономическом интересе? Ответ русской православной идеологии – на общественном служении. 

Пирамида служения представлялась так:

  • Государь, наиболее думающий о России, наиболее за неё терпящий.
  • Государство и чиновники, сплачивающее всех, – олицетворение высокого общественного служения рангом ниже.
  • У дворянства идеалу служения в первую очередь соответствовала военная служба, во вторую – гражданская государству.
  • Духовенство, само собой, при святом деле богослужения.
  • Внизу пирамиды  главные производительные слои общества. Нравственное оправдание их деятельности нуждалось в ухищрениях. 
Идеал самоотверженного служения, жертвы и страдания во имя святого дела принимался всеми ведущими слоями русского общества во все эпохи.

🚩 Вот как современники характеризовали идеалы общественного служения дореволюционной интеллигенции:
  • Каждодневная хозяйственная деятельность считалась мещанством и пошлостью. [19]
  • «Героический интеллигент не довольствуется… ролью скромного работника, … его мечта – быть спасителем человечества или по крайней мере русского народа.» [20] 
  • У русского интеллигента «думать о своей личности – эгоизм, непристойность; настоящий человек лишь тот, кто думает об общественном, интересуется вопросами общественности, работает на пользу общую». [21] 
Кустодиев Б.М. Агитатор (Человек с поднятой рукой). 1906. art-catalog.ru

Репин И.Е. Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

🚩Крестьянству предписывалось служение общине, «жизнь по правде и справедливости», нестяжательство.

Васильковский С.И. В страстной четверг (Возле церкви). 1900-е. art-catalog.ru

🚩Деятельность купцов и капиталистов морально одобрялась только как выполнение миссии, возложенной богом и судьбой. [22] Награда за службу считалась достойной, а богатство предпринимателя – аморальной. Купцы и промышленники приобретали моральный капитал не производством, а меценатством и прочими "богоугодными" делами.

В этом плане символична судьба золотопромышленника А.М. Сибирякова.

Корзухин А.И. (1835–1894). Портрет золотопромышленника и исследователя А.М. Сибирякова.
Иркутский областной художественный музей 

Свои награды он получил не за вклад в экономику страны, а за благотворительную деятельность и помощь в организации географических экспедиций. Cамое известное пожертвование предприниматель сделал первому сибирскому университету в Томске в 1878 году. После революции он вынужден был покинуть родину и жил в бедности, пока шведское правительство не назначило ему пожизненную пенсию за вклад в географические исследования. 

Пропасть между нравами и идеалами

Идеал общественного служения, наложивший моральный запрет на экономические интересы, не сделал русского человека святым. Скорее наоборот.

Моральное осуждение законного обогащения привело к расцвету незаконного - взяточничеству  и казнокрадству служилых людей. Стремление к открытому производительному обретению богатства замещалось жаждой обогатиться скрытыми поборами и грабежом: 

  • «В России вся собственность выросла из «выпросил» или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда, собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.» (В. Розанов, 1912 г.) [24]
  • Чиновники и приказчики – люди корыстолюбивые, жадные, развратные, ленивые и «наезжают в деревню только затем, чтобы оскорбить, обобрать, напугать» (А. Чехов, Мужики, 1897 г.).

Маковский В.Е. Секрет. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поскольку богатство – от Бога, а не от труда, высокие идеалы соседствовали с нравственным безразличием к незаконному обогащению. Тем более что оно скрывалось и зависело от игры случая. Неслучайно денежный промысел большевиков обманом и грабежом «для борьбы за интересы трудящихся» не вызывал осуждения.

Согласно Н. Бердяеву, русскому человеку свойственны святость в идеалах и "свинство" в реальности, почитание сверхчеловеческого совершенства и недостаточность совершенства человеческого. [23] Деспотизм государственной власти играл роль катализатора "свинства".

Психология русского обогащения, находившегося под молотом идеала нестяжательства, была замысловатой: «Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью… Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели.» (Н. Бердяев, 1917) [25].

Экономика проигрывала от этого двоемыслия, теряя духовные стимулы. Американский протестантский этос позволял предпринимателю гордиться своим богатством, от этого выигрывал не только он сам, но и промышленность, и потребители.

Прямым следствием этоса, в котором капиталистическое накопление считалось безнравственным, была иррациональная трата богатства, включая «одичалое потребительство», прожигание богатства на кураж. Богатство растрачивали на кутежи в ресторанах, предметы искусства и роскоши, драгоценности, карточные игры, лошадей, автомобили, ложи в театрах.

Веками существовала традиция перевода "самоотверженными слугами" украденных государственных денег в заграничные банки. Александр Меньшиков перевёл в английские банки 5 млн р. в то время, как государственный бюджет России в начале царствования Петра I составлял 1.5 млн р., а в конце XVIII в. – около 10 млн р. В конце екатерининского правления ворованное переводили в амстердамские банки. Традиция не иссякла в советский период и продолжается до сих пор. Роль переведённых средств в экономике Запада историками не исследована. [26] 

Интеллигентский идеал подвижничества заслонил ценность методичного труда, герой – скромного работника. По этому поводу С. Булгаков, автор блестящей «Философии хозяйства», заметил: в России при обилии героев мало трудоспособных людей. 

 М. В. Нестеров. «Философы». П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков. 1917

Согласно свидетельствам тех лет, средний интеллигент плохо знает своё дело, небрежно к нему относится, в студенчестве не проявляет усердия в освоении профессиональных знаний, работает только при подготовке экзаменов. [27]

Среди интеллигенции были непопулярны понятия личной нравственности и личной ответственности. Методичная практическая деятельность считалась «бескрылостью».

Д. Менделеев писал об отсутствии личной предприимчивости интеллигнции: «Если манна небесная сама собой не валится, то наша образованность привыкла обвинять кого-нибудь или вверху или внизу, а сама ничего не предпринимать, если оно сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности.» (1906 г.) [28]

В.Н. Муравьёв характеризовал «русское интеллигентское миросозерцание» как «доведённое до конца отвлечённое построение жизни.» (1908 г.) [29]

В. Розанов назвал революцию в России русской ленью, собравшейся перевернуть мир. [30]

Революционер В. Ульянов (Ленин) в отношению к труду был типичным представителем русского интеллигентского этоса. За всю свою жизнь он работал по приобретённой специальности менее двух лет. Остальное время, по его словам, занимался «решением величайших вопросов человечества». Ленин никогда не интересовался, как труд создаёт богатство. Жил, главным образом, за счёт других (помощь матери и тёщи и партийная касса со значительными вливаниями правительства Германии). Никогда не изучал труд своими глазами на заводах, в рабочих кварталах или в крестьянском хозяйстве, это было «ненаучно» для него. Относил себя к слою людей, наделённых особым знанием и выполняющих историческую миссию. [31]

Согласно свидетельствам, в европейском изгнании в быту многих революционеров ленинского круга  царили грязь и беспорядок. Вера Засулич имела привычку гасить папироски обо всё, что подвернётся под руку, включая своих собеседников. Тот же бедлам большевики устроили во дворце М. Кшесинской после возвращения в Россию. Кстати деньги на аренду роскошного особняка у противников богатства были!

После октябрьского переворота бытом этих людей занималась прислуга, в т. ч. в отобранных у капиталистов подмосковных особняках, которые они разобрали на дачи. Обвинённых в грехе сребролюбия создателей российской промышленности они обобрали и репрессировали, многих убили. Всё было в "лучших" традициях привилигированных сословий и казнокрадов России.

Нравы крестьян, составлявших подавляющее большинство населения России начала ХХ века, были пугающе далеки от идеалов общественного служения:

  • Под покровом общинности односельчане боролись друг с другом за личные выгоды. Деревня была рассадником интриг, кровной мести, жадности, нечестности, злобы и временами жуткого насилия одного соседа против другого. [32]
  • «Они грубы‚ нечестны‚ грязны‚ нетрезвы‚ живут не согласно‚ постоянно ссорятся‚ потому что не уважают‚ боятся и подозревают друг друга. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские, школьные, церковные деньги? Мужик. Кто украл у соседа, поджёг, ложно показал на суде за бутылку водки? Кто в земских и других собраниях первый ратует против мужиков? Мужик». (А. Чехов, «Мужики», 1897 г.)
Антибуржазный этос крестьянского большинства включал:
  • общинный коллективизм,
  • подозрительное отношение к новшествам,
  • культ традиции,
  • боязнь риска и личной ответственности,
  • смирение с зависимостью от барина, общины и государства.
Трудовой этос большинства русского крестьянства носил не производительный, а потребительский характер. Натуральное хозяйство в деревне преобладало и было направлено на удовлетворение скромных потребностей семьи вместо максимизации выгоды. Сохранялась установка на идеал праздности традиционных средневековых обществ. [33]

Вместе с тем рыночная экономика сельского хозяйства, хотя и медленно, но неумолимо развивалась, её носителями были успешные крестьянские хозяйства. Читаем у Д. Менделеева (социально–экономические исследования известного химика кропотливы и многоплановы!):
    «В крестьянском сословии, не говоря уже о купечестве или мещанстве, взгляды на промышленность и на её важное значение для всего народного быта гораздо более совершенны и нормальны, т. е. отвечают промышленной эволюции, во всем мире совершающейся.» [34]

Куликов И.С. В крестьянской избе. 1902. art-catalog.ru 

Традиционные ценности православной России не способствовали формированию сильной самостоятельной личности. Среди главных черт русского человека отсутствовала честность, инициативность, ответственность, творчество, честь и идея "личной годности".

Народные низы были невежественны и забиты: «Наш народ пахарь‚ невежественный‚ тёмный‚ удалённый от широкой общественной деятельности‚ «народ не политик», с «детским непониманием самых простых вещей» (В. Короленко). [35]

Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе. 1895. Государственный Русский музей, С.-Петербург

По свидетельству Н. Бердяева, стремление к справедливости и правде в России было оторвано от каждодневного труда. Философ видел болезнь русского нравственного сознания «в отрицании личной нравственной ответственности и личной нравственной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести, в отсутствии сознания нравственной ценности подбора личных качеств... Русский человек не чувствует неразрывной связи между правами и обязанностями, у него затемнено и сознание прав, и сознание обязанностей, он утопает в безответственном коллективизме, в претензии за всех. Русскому человеку труднее всего почувствовать, что он сам – кузнец своей судьбы.» [36] 

На мой взгляд, самым разительным отличием русского и американского этоса начала ХХ века является запредельная бесчеловечность русских нравов. По оценке С. Аскольдова, в русском человеке мало человеческого начала, а "наиболее сильными являются начала святое и звериное."[37]

Жизнь человека ничего не стоила. Побои жён были обыденностью деревенской жизни. Смерть ребёнка в крестьянской семье могла быть радостью, а оставшийся в живых после войны сын–калека – горем. Поразителен факт биографии М. Цветаевой, которая не кормила свою нелюбимую дочь, и девочка умерла от истощения. Публичное моральное и физическое надругательство над крестьянином, рабочим и солдатом не были редкостью. Русский человек мог спокойно рассуждать о физическом уничтожении миллионов людей для создания новой России (М. Горький, "О русском крестьянстве", 1922).

И тут подоспел марксизм

Пустующее святое место экономических интересов в этосе России помог заполнить экономический материализм популярного в то время марксизма.

Россия стала первой страной, где «Капитал» был издан на иностранном языке. Книга пришлась кстати: марксистская критика капитализма идеально укладывалась в традиционный этос православия с его осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к промышленному предпринимательству.

Одновременно марксизм давал моральное оправдание экономическим интересам и благословлял востребованное временем промышленное развитие. Делал он это с помощью утопии социализма.

Неизвестный художник. Плакат "Карл Маркс". 1925.

В русском марксизме слаженно притёрлись друг к другу установки православного этоса и  экономический материализм:
  • антибуржуазный дух православной страны  – с марксистской критикой капитализма;
  • уравнительно–распределительные ценности – с теорией социализма;
  • русский идеал общественного служения – с идеями общенародной собственности и «единой народной фабрики»;
  • западные гуманистические ценности земного счастья, равенства, братства и справедливости   с православной ментальной установкой на «нестяжание»;
  • нашлось место и возвышенной ценности физического труда в пролетарской версии;
  • наконец, сакральная ценность территориального величия страны и гордость за военные победы (см. Дуэль мессианизмов России и США прекрасно совместились с пониманием марксистами–ленинцами своей исторической миссии, которую они видели в борьбе за победу социализма во всём мире и установление всемирной республики советов.
Из этого ценностного ряда выпала свобода.

С приходом большевиков к власти в России идеи марксизма в обрусевшем варианте обрели форму государственной идеологии. Под её флагом русская революционная интеллигенция открыла в 1917 г. эпоху конфронтации с "миром капитала" и его заокеанским флагманом, США.

А что сейчас, в современной капиталистической России? Да та же твердыня "духа феодализма"!  Россия давно начала переплавку недолго погулявшего на свободе капитализма. Российская экономика всё больше становится квази-капитализмом и неофеодализмом, зависящим от воли патримониального Отца и его аппарата. Государственная идеология  всё больше похожа на  традиционный русский иррациональный мессианизм, переживший царское, советское и, как сейчас очевидно, постсоветское время. 

Этос США представлял собой разительный контраст. 

Протестантский "дух капитализма" США

В США духовным основанием успешного промышленного предпринимательства стала протестантская трудовая этика.

Этика протестантизма о труде, собственности, богатстве и бережливости

В протестантизме утверждается, что труд и его плоды выявляют, снизошла ли на человека благодать божья. Доход, полученный производственной деятельностью, имеет высокую моральную оценку, а богатство признаётся признаком богоизбранности. Нравственно одобряется капитал - богатство, вложенное в производство. Собственность возводится в ранг сакральных ценностей.

Протестантская этика наложила моральный запрет на расточительность, осудила порок роскоши и удовольствий, типичный для феодальной аристократии. Бережливость в протестантизме стала почитаться как особая добродетель.

 Протестантская церковь начала с себя. Религиозный культ и ритуал бесконечно упростился.

Шухвостов С.М. Обедня в московском Благовещенском соборе. 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Молельный дом протестантов-пресвитерианцев в историческом Вильямсбурге (штат Вирджиния)

Протестантизм развивал важные для развития предпринимательства ценностные установки:
  • культ трудолюбия и делового успеха,
  • идею трудового призвания,
  • бережливость.

Протестантский "дух капитализма"

В результате сложился особы этос предпринимательства, "дух капитализма", к характеристикам которого относят: 
  • служение индивидуальному трудовому призванию и получение вознаграждения в рамках мирского дела;
  • смысл жизни в формуле «человек для дела», а не «дело для человека»;
  • стремление к получению прибыли путём рациональной капиталистической организации свободного труда, а не торговлей, ссудными операциями или войной;
  • осуждение безудержной алчности;
  • утилитарное использование богатства вместо трат на показную роскошь;
  • рациональное ограничение потребления;
  • умеренность и упорство;
  • рационализация на основе точного расчёта, науки и права;
  • освобождение от власти традиций;
  • осмотрительность и решительность.[2]
Самая известная в США американская картина Гранта Вуда – выразительная иллюстрация протестанстского этоса Америки и своего рода подшучивание над ним. 

Грант Вуд. Американская готика. 1930.

Дух капитализма – результат объединения трёх стремлений: к богатству, самореализации в производительной деятельности и благоразумию в потреблении.

Экономика капитализма

В предыдущих типах экономики основными способами приобретения богатства были военные захваты, владение людьми и землёй, в меньшей степени – торговля и ссудные операции. Капиталисты обогащались не военными походами, не расширением земель и числа крепостных, не ростовщичеством, а производством полезности.

Экономика капитализма рождается в сочетании стремления к денежной выгоде с производством полезности. На капиталистических фабриках выпускались рекордно дешёвые и качественные автомобили, трактора и другие востребованные товары. 

Один из самых успешных предпринимателей начала ХХ века Г. Форд мыслил типично по–протестантски: «Доходность должна получиться в итоге полезной работы.» [3]

Генри Форд рядом с Model T, первым в истории массовым дешёвым автомобилем

Моральное одобрение промышленного предпринимательства и его высокий престиж сказались на успехах США в индустриализации и создании современного типа экономики.

В начале ХХ века преобладающими общественными настроениями были гордость за страну, вера в прогресс, оптимизм и вера в бога: «Экономическое изобилие, религия, патриотизм и оптимизм были переплетены и повсеместно очевидны в Соединённых Штатах». [7]

Американцы не принимали идею социализма. Они верили, что любой, кто усердно трудится и целеустремлён, может добиться процветания. [8]

В те годы, когда в России росла популярность «единственно верной» антибуржуазной теории марксизма, в США утверждалась новая философия прагматизма, согласно которой все абсолюты иллюзорны и служат для парализации человеческой воли, а идеи верны, если они работают на успех.

Протестантизм и эстетика капиталистической Америки

Протестантский культ бережливости сказался на важной особенности эстетики американцев. Для неё характерны строгость и рациональность. 

Белый дом, резиденция президента США, и Кремль, одна из резиденций русских царей – символы разных миров морали и эстетики. В Белом доме – принцип рациональности, в Кремле –манифестация могущества.

 
Жуковский С.Ю. Белый дом. 1906. art-catalog.ru 
Верещагин П.П. Вид Московского Кремля. 1879.  art-catalog.ru 
На этих двух картинах две обеспеченные дамы символизируют, на мой взгляд, эстетику протестантских США и православной России.
 
Мэри Кэссатт. Леди за чайным столом. 1883–85. Источник: metmuseum.org
Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Протестантизм и американский тип личности 

Дух капитализма и широкие возможности производительного приложения сил способствовали развитию особого типа личности американца.

Русские путешественники и исследователи начала ХХ века отмечали:
  • один из основных принципов американской жизни  «помогай себе сам»;
  • дух самостоятельности пронизывает весь американский народ;
  • родители рано приучают своих детей думать об экономической независимости, дети даже из состоятельных семей должны начинать с небольшого содержания и собственными силами добиваться большего.
  • в американском характере есть «активное чувство общего интереса, солидный, крепкий, общественный дух, патриотизм — не созерцательный и мистический, но практический и деятельный». [4]
  • американцы - деловые люди с упорной энергией, необыкновенно оптимистичные, стремящиеся облегчить и усовершенствовать свою жизнь, предприимчивые, практичные, умеющие считать деньги, деловитые, но при этом законопослушные, уважающие гражданские свободы и труд независимо от статуса. [5]
  • «В Америке культура мысли, а затем развитие самодеятельности – культура характеров: людей здесь учат действовать, лепить новые формы жизни, класть на жизнь яркий, смелый отпечаток собственной личности, здесь все – творцы, все художники, и простор для живого творчества жизни и смелости мысли.» [6]

Ф. Ремингтон. Отпусти его на свободу, Билл. 1892. Источник: jmy.ru

Заключение

🛕 В основе 70-летней вражды красной России с "мировым капиталом" и его флагманом США лежали не геополитические столкновения и не противоречия экономических интересов. Антиамериканизм большевистской России основывался на многовековом антибуржуазном нраве православной страны, застрявшей в архаике ценностей средних веков.

🛕 Важнейшим духовным основанием начавшейся в 1917 г. эпохи противостояния России и США стал глубокий разлом этосов двух стран в сфере труда, богатства, собственности и предпринимательства. В России господствовал антибуржуазный этос, в США – дух капитализма. 

🛕 В американском протестантском этосе установился культ труда и предпринимательства, а нажитое упорным трудом богатство считалось признаком богоизбранности.
В русском православном этосе обогащение упорным трудом и предпринимательством считалось признаком духовной ущербности. Господствовал идеал самоотверженного служения святому делу.

🛕 В начале ХХ века антибуржуазность была преобладающим умонастроением русской интеллигенции. Русский образованный слой не понимал созидательного смысла промышленного капитализма, видел в нём только стяжательство. Левые радикалы испытывали иррациональную ненависть  к капитализму вообще и к американскому, в особенности.

🛕 «Социалистическое умопомрачение» было замешано на мессианской идеологии и антибуржуазном этосе православной России.

🛕 Марксистская критика капитализма идеально укладывалась в традиционный этос православия с его осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к промышленному предпринимательству.

🛕 С приходом к власти большевиков антибуржуазный этос России в обёртке обрусевшего марксизма обрёл форму государственной идеологии, и под её флагом русская революционная интеллигенция открыла в 1917 г. эпоху конфронтации с миром капитала.

***

Дополнительно об этических корнях разногласий двух дуржав:

О других истоках противостояния России и США: 
__________________
[1] Этос как этико-философская проблема в контексте современных исследований. Авдеева И.А. - Вестник ТГУ, выпуск 7 (123), 2013. 
[2] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
[3] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. https://www.rulit.me/books/moya-zhizn-moi-dostizheniya-read-69805-5.html.
[4] Бородин Н.А. Северо-Американские Соединённые Штаты и Россия. Пг., 1915. С. 62-63. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/35860-borodin-n-a-severo-amerikanskie-soedinennye-shtaty-i-rossiya-pg-1915.
[5] Матвеева Е.М. Американский характер глазами русских в начале XX века. https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-harakter-glazami-russkih-v-nachale-xx-veka.
[6] Озеров И.Х. Чему учит нас Америка? М., 1908. С. 44-45.
[7] Reeves, Thomas. Twentieth-Century America: A Brief History. New York, 2000, p. 2
[8] Reeves, Thomas. Twentieth-Century America: A Brief History. New York, 2000, p. 48.
[9] Чьюнинг Р.К., Эби Д. У., Роэлс Ш.Дж. Бизнес сквозь призму веры. М., 1993, с. 5.
[10] Ионов И.Н. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления // Общественные науки и современность, 1994, № 6. с. 99.
[11] Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. № 8.
[12] Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство. В кн. Интеллигенция - Власть - Народ. Антология. М., 1992, с. 207–208 https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/intell/struv_intnarhoz.php.
[13] Народное хозяйство и религиозная личность. В кн.: С.Н. Булгаков. Избранные статьи. Т.2. М., 1993 с. 343–367. https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/narodnoe-hozjajstvo-i-religioznaja-lichnost/#source.
[14] Менделеев Д.И. К познанию России. Заветные мысли. М., 2008. http://az.lib.ru/m/mendeleew_d_i/text_1906_k_poznaniu_rossii.shtml.
[15] Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. – В кн. Вехи. Из глубины. М., 1991, с. 228, 214.
[16] Бердяев Духи русской революции В кн. Из глубины: сборник статей о русской революции. Paris, 1967, с. 96.
[17] Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство. В кн. Интеллигенция - Власть - Народ. Антология. М., 1992, с. 208.
[18] Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда. В кн. Вехи. Из глубины. М., 1991, с. 12-18.
[19] По свидетельствам С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.С. Изгоева, М.О. Гершензона и др. это умонастроение было массовой установкой интеллигенции. См., в частности, «Вехи. Из глубины». М., 1991, с. 52.
[20] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. https://www.litres.ru/book/sergey-bulgakov/geroizm-i-podvizhnichestvo-18559083/chitat-onlayn/page-4/.
[21] Гершензон М.О. Творческое самосознание. Вехи. Из глубины. М., 1991, с. 73.
[22] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII— начало XX в.), Том 2, СПб, 2003, с. 318–326; Бурышкин П. Москва купеческая; Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство. В кн. Интеллигенция - Власть - Народ. Антология. М., 1992; Мозойро А. Частное предпринимательство и общественное сознание в русской экономической мысли второй половины ХIX в. // Вопросы экономики, 1994, № 7.
[23] Н. Бердяев. Судьба России, М., 1990, с. 78–79.
[24] Розанов В. В. Уединённое. М., 1990. Т. 2. с. 216.
[25] Н. Бердяев. Судьба России, М., 1990, с.77.
[26] Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. Ростов-на-Дону, 1995.
[27] Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Сочинения в 2-х т. Т.2.  М., 1993, с. 364-366; Менделеев Д.И. К познанию России. Заветные мысли. М., 2008; Бердяев Н. Судьба России, М., 1990, с.79.
[28] Менделеев Д.И. К познанию России. Заветные мысли. М., 2008. http://az.lib.ru/m/mendeleew_d_i/text_1906_k_poznaniu_rossii.shtml.
[29] Муравьев В.Н. Рёв племени. // В кн. Вехи. Из глубины. М., 1991, с. 411.
[30] Розанов В.В. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т.2, с. 492.
[31] Johnson P. Modern Times: The World from the Twenties to the Nineties. New York, 1991, с. 51–52.
[32] Figes O. A people’s tragedy. The Russian revolution 1891-1924. NY, 1996, p. 90.
[33] Миронов Б.М. Социальная история России периода империи (XVIII— начало XX в.), Том 2, СПб, 2003, с. 313–314.
[34] Менделеев Д.И. К познанию России. Заветные мысли. М., 2008. http://az.lib.ru/m/mendeleew_d_i/text_1906_k_poznaniu_rossii.shtml.
[35] Короленко В. Г. Земли! Земли! http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_1921_zemli.shtml.
[36] Бердяев Н.А. Бердяев Духи русской революции. В кн. Из глубины: сборник статей о русской революции. Paris, 1967, с. 278.
[37] Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. В кн. Из глубины: сборник статей о русской революции. Paris1967, с. 44–49.

Государственный антиамериканизм от Ленина к Путину