Как православная Россия демонизировала капитализм Америки
Кустодиев Б.М. Крестный ход. 1915. |
✔ "Дух капитализма" в протестантских США
✔ "Дух феодализма" в православной России
"Дух капитализма" в протестантских США
Трудовая этика протестантизма
Моральным основанием успешного промышленного предпринимательства в Соединённых Штатах стала этика труда протестантизма. Вот её ключевые положения:
- Труд признаётся знаком благодати: по трудовому усердию и его плодам судят, снизошла ли на человека божественная благодать.
- Доход, полученный от производственной деятельности, имеет высокую моральную оценку.
- Богатство считается признаком богоизбранности.
- Морально одобряется продуктивный капитал – богатство, вложенное в производство.
- Частная собственность возводится в ранг неприкосновенных ценностей.
- Бережливость признаётся одной из важнейших добродетелей.
- культ трудолюбия и делового успеха,
- идея трудового призвания,
- принцип бережливости.
Кстати, реализацию принципа бережливости протестантская церковь начала с себя. Религиозный культ и ритуал бесконечно упростился.
Гармония ценностей протестантизма и практики предпринимательства
- служение индивидуальному трудовому призванию и получение вознаграждения в рамках мирского дела;
- смысл жизни в формуле «человек для дела», а не «дело для человека»;
- стремление к получению прибыли путём рациональной капиталистической организации свободного труда, а не торговлей, ссудными операциями или войной;
- осуждение безудержной алчности;
- утилитарное использование богатства вместо трат на показную роскошь;
- рациональное ограничение потребления;
- умеренность и упорство;
- рационализация на основе точного расчёта, науки и права;
- освобождение от власти традиций;
- осмотрительность и решительность. [2]
Грант Вуд. Американская готика. 1930. |
«Дух феодализма» православия
Застывшая средневековая этика труда
- земная жизнь – царство греха,
- труд – наказание за первородный грех,
- стремление к богатству – тяжкий грех сребролюбия,
- предпринимательство – сомнительная деятельность.
В православной церкви: Виноградов С. А. В церкви. Конец 1890-х. Источник: art-catalog.ru |
Сравним с церковным ритуалом в протестантизме:
Идеал общественного служения
Пирамида служения выглядела так:
- Государь: больше всех думает о России и больше всех за неё страдает.
- Государство и чиновники: сплачивают всех, олицетворяя высокое общественное служение рангом ниже.
- Дворянство: их служение в первую очередь виделось в военной службе, затем – в гражданской службе государству.
- Духовенство: само собой, находилось при "святом деле" богослужения.😉
- Все остальные слои общества.
В чём идеалы православия и народные нравы были едины?
Члены петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В. Ленин - в центре. 1897. Фото: wikimedia.org |
🚩Большая часть образованного слоя не замечала в капитализме производительной ценности и стимулы для развития ответственности, инициативы, предприимчивости личности. Об этом говорят многочисленные свидетельства современников.
Блестящий П. Б. Струве отметил, что «русская интеллигенция в её целом не понимала и до сих пор не понимает значения и смысла промышленного капитализма. Она видела в нем только «неравное распределение», «хищничество» или «хапанье» и не видела в его торжестве победы более производительной системы, не понимала его роли в процессе хозяйственного воспитания и самовоспитания общества.» (1908 г.); [12]
С.Н. Булгаков писал об «интеллигентском пренeбpeжeнии или барски-снисходительном отношении» к хозяйственной деятельности (1909 г.); [13]
Д. И. Менделеев указывал на «озлобленность нашей образованности» против промышленности (1906 г.). [14]
Идея равенства была популярна. Она привлекала народников, социал-демократов и, отчасти, либералов. Уравнительность была традиционной ценностью русского общинного крестьянства и рабочего класса – выходцев из крестьянства.
Интересы распределения и уравнения в общественном сознании доминировали над интересами производства и творчества. [18]
П. Б. Струве отмечал, что русская интеллигенция воспитывалась на гибельной идее безответственного равенства и не понимала смысл «личной годности.» (1908 г.) [17]
Идея конкуренции способностей как важнейшего источника продуктивной экономики, была чужой и враждебной русскому этосу.
- общинный коллективизм,
- подозрительное отношение к новшествам,
- культ традиции,
- боязнь риска и личной ответственности,
- смирение с зависимостью от барина, общины и государства.
🚩 Идеал подвижничества принижал ценность упорного методичного труда. Дмитрий Менделеев в 1906 г. критиковал образованный слой в привычке «обвинять кого-нибудь или вверху или внизу, а сама ничего не предпринимать, если оно сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности.» [28]
Современники отмечали, что средний образованный человек царской России плохо знает своё дело, небрежно к нему относится. [27]
Революционер В. Ульянов (Ленин) был ярким примером презрения к систематическому труду. За всю свою жизнь он работал по приобретённой специальности менее двух лет. Остальное время, по его словам, занимался «решением величайших вопросов человечества». Относил себя к слою людей, наделённых особым знанием и выполняющих историческую миссию.
Ленин никогда не интересовался, как труд создаёт богатство. Никогда не изучал труд на заводах, в рабочих кварталах или в крестьянском хозяйстве. Это было «ненаучно» для него. [31]
🚩Частная собственность не имела твёрдого морального оправдания.
Левые круги видели в частной собственности врага равенства, связывали её с эксплуатацией и приземлённостью (в противовес высокой духовности).
Носители правых взглядов считали частную собственность источником социальных разногласий и разрушения государства.
🚩Среди образованных людей были распространены антизападные взгляды, согласно которым народы Запада пребывают в «буржуазной тьме». [16] Они критиковали Запад за техницизм, «разрыв с сущим», «культ плачевной золотой посредственности» и превозносили бескорыстие сердца, скромность ума, терпение и самоотречение русского человека.
После революции 1917 г. они, сами того не замечая, во многом сохраняли ценности православной трудовой этики, освежив их красками социалистического макияжа. Неслучайно основы советской промышленности были заложены в 1930-е годы «годными личностями» Америки и других западных стран.
В современной России некоторые проявления антибуржуазного этоса продолжают жить. Среди них – ненависть к богатой Америке и избитые формулы о её жадности и продажности. Вот заголовки российской прессы: «Любовь за деньги: как США признали советскую Россию, «Американская алчность – угроза человечеству», «Америку жадность сгубила» и т.д.
Где произошёл разрыв между идеалами и нравами
Идеал общественного служения, наложивший моральный запрет на открытое производительное богатство, не сделал русского человека святым. Скорее наоборот. Моральное осуждение законного обогащения привело к расцвету незаконного и двуличию.
✅Вместо бескорыстного служения распространились коррупция и грабёж.
Как отметил В. Розанов в 1912 г. «В России вся собственность выросла из «выпросил» или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда, собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.» [24]А. Чехов в "Мужиках" (1897 г.) ярко обрисовал чиновников и приказчиков как людей корыстолюбивых, жадных, развратных, ленивых: они «наезжают в деревню только затем, чтобы оскорбить, обобрать, напугать».
"Левый поворот" 1917 года не изменил традиционные нравы. Большевики разобрали на дачи отобранные у "обожравшихся" капиталистов подмосковные особняки, репрессировали бывших хозяев, многих убили. Традиция казнокрадства окрасилась кровью обобранных людей.
✅Широкое распространение получило «одичалое потребительство» и бегство капитала.
Богатство тратилось на кутежи в ресторанах, роскошь, драгоценности, карточные игры, лошадей, автомобили, ложи в театрах.
Веками существовала практика перевода "самоотверженными слугами" украденных государственных денег в заграничные банки. Она существовала века. Александр Меньшиков перевёл в английские банки 5 млн р. в то время, как государственный бюджет России в начале царствования Петра I составлял 1.5 млн р., а в конце XVIII в. – около 10 млн р. В конце правления Екатерины переводы шли в амстердамские банки. Традиция не иссякла в советский период и продолжается до сих пор. Роль переведённых средств в экономике Запада историками не исследована. [26]
✅Поведение крестьян было пугающе далеко от идеалов общественного служения.
✅ Сложилась двуличная психология предпринимателя.
Николай Бердяев отмечал: «Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели.» (1917) [25].
Экономика проигрывала от этого двоемыслия, теряя духовные стимулы.
Маковский В.Е. Секрет. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. |
"Диссидентство" успешных российских предпринимателей
✔ Старообрядцы. В начале ХX в. старообрядцы составляли менее 1.5% населения, но давали России свыше 2/3 предпринимателей-миллионеров. [9] В 1917 г. 64% торгово-промышленного населения России составляли старообрядцы и их дети. [10]
Савва Морозов (1862-1905) промышленник из династии старообрядцев: "работаю, значит, существую." Осуждал царизм, спонсировал большевиков. Застрелился при странных обстоятельствах после того как отказался давать деньги большевикам. |
✔ Еврейская торгово-финансовая буржуазия. В первых двух купеческих гильдиях более половины составляли евреи при доле 3.5% в численности населения. Торгово–финансовый успех евреев отчасти объяснялся сходными со старообрядцами причинами, хотя в этом слое предпринимателей работали также некоторые ценностные установки иудаизма.
Куликов И.С. В крестьянской избе. 1902. art-catalog.ru |
От православия к марксизму и к схватке с мировым капитализмом
В России марксистская критика капитализма нашла благодатную почву, удобренную осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к предпринимательству. Неслучайно Россия стала первой страной, где «Капитал» Карла Маркса был издан на иностранном языке.
Неизвестный художник. Плакат "Карл Маркс". 1925. |
- антибуржуазный дух православной страны – с марксистской критикой капитализма;
- уравнительно–распределительные ценности – с теорией социализма;
- русский идеал общественного служения – с идеями общественной собственности и «единой народной фабрики»;
- гуманистические ценности земного счастья, равенства, братства и справедливости – с православной ментальной установкой на «нестяжание»;
- нашлось место и возвышенной ценности физического труда в пролетарской версии.
После прихода большевиков к власти идеи марксизма в обрусевшем варианте стали государственной идеологией. Под её флагом Кремль открыл эпоху конфронтации с "миром капитала" и его заокеанским флагманом, США.
Антикапиталистический угар наносил стране большой ущерб, но власти цеплялись за него до полного развала экономики. Утопия оказалась важнее здравого смысла и экономических интересов.
А что сейчас, в современной капиталистической России? Та же твердыня "духа феодализма"! Россия давно начала "переплавку" недолго погулявшего на свободе капитализма. Российская экономика всё больше становится квази-капитализмом и неофеодализмом, зависящим от воли патримониального Отца и его аппарата. Похоже, государственная идеология не может оторваться от "духа феодализма", пережившего царское, советское и, как сейчас очевидно, постсоветское время.
Заключение
✅ Различие трудовой этики православия и протестантизма определило судьбы капитализма в США и России, став одним из истоков противостояния двух держав.
✅В протестантской Америке неспособность самореализации в труде и бедность рассматривались как признаки духовной ущербности. В православной России деловой успех и достигнутое трудом богатство считались признаками бездуховности.
✅Российский идеал самоотверженного служения принципиально противостоял американскому культу делового успеха.
✅В начале ХХ века русская общественность не понимала созидательного смысла капитализма, сводила его к стяжательству. Миру стяжательства она противопоставляли мир справедливости, которую понимала как социальное равенство.
✅Левое крыло русского общества испытывало иррациональную ненависть к капитализму вообще и к американскому, в особенности.
✅ Марксистская критика капитализма идеально укладывалась в традиционный этос православия с его осуждением "сребролюбия" и подозрительным отношением к промышленному предпринимательству.
✅С приходом к власти большевиков антибуржуазный этос России в обёртке обрусевшего марксизма приобрёл форму государственной идеологии. Под её флагом русские революционеры открыли в 1917 г. эпоху конфронтации с миром капитала. В противостоянии с США большевики видели не просто соперничество стран, а схватку двух систем – социализма и капитализма.
***