Россия и США в 1917-1929 гг.: переформатирование отношений
- Основные характеристики России и США в 1917-1929 гг.
- Почему 1917-й и 1929-й - границы особого этапа российско-американских отношений?
- Какие сдвиги в отношениях двух держав произошли в это время?
![]() |
AdobeStock_455638976c |
Основные характеристики России и США в 1917–1929 гг.
Имперская Россия(РСФСР [*] и Российское государство [†] в 1918–1922 гг.,СССР с 1922 г.) США
По переписи 1926 г. численность населения составила 147 млн чел.,в т. ч. 18 % городского. [1]
По переписи 1920 г. численность населения составила 106 млн чел.,в т. ч. 51.2% городского; [2]
по переписи 1930 г. – 123.2 млн чел.,в том числе 56.1% городского.[3] Начало столетия демографического разорения страны. Бурный демографический рост. Ожидаемая продолжительность жизни в 1920 г. – около 20 лет. [4] Ожидаемая продолжительность жизни в 1920 г.: мужчин – 53.6, женщин – 54.6 года. [5] Экономический крах в начале периода,восстановление к концу периода. Экономическое процветание.Усиление экономического первенства в мире.К концу 1920–х годов США производили почти половину объёма мировой промышленной продукции.[8] Коллапс потребления Бум потребления К концу 1920–х годов установлен тотальный контроль государства над экономикой. В военное время резко возросла роль федерального правительства в экономике. Борьба с «белой угрозой».Миллионы убиты. Созданы концлагеря для политических противников. Борьба с «красной угрозой».Сотни высланы из страны, несколько человек посажены в тюрьму. Установлена партократия.Создано первое в мире тоталитарное государство.Установлено декоративное выборное право и декоративная власть советов. Поддерживалась демократия с разделением властей.Федеральное правительство решало небольшой круг задач. Значительная власть сосредоточивалась в правительствах штатов. Женщины получили право голоса до прихода к власти большевиков, после Февральской революции 1917 г. В отдельных штатах женщины стали получать право голоса с 1910 г.В 1920 г. право голоса женщин стало всеобщим.[9] В марте 1918 г. Россия вышла из Первой мировой войны, подписав сепаратный мир с Германией. В апреле 1917 г. США вступили в Первую мировую войну и воевали до её окончания в ноябре 1918 г. В 1919 г. обязательность грамотности декларирована, но всеобщее начальное обучение не введено [10] С 1918 г. начальное образование было обязательным во всех штатах,[11] ранее – почти во всех штатах. Доля грамотных в 1920 г. – 30–40 % [6],по переписи 1926 г. – 59.3%. [12]Массовая кампания по ликвидации неграмотности Доля грамотных в 1920 году – 94 %,в 1930 г. – 95.7%.[13]
К 1929 г. было 152 высших учебных заведения с числом студентов более 190 тыс. чел. [14] К 1929 насчитывалось 1409 высших учебных заведений с числом студентов более 1.1 млн. чел. [15] Время «пролетарской культуры» Идеологический контроль в искусстве и литературе Век джазаРазвитие массовой культуры
[*] В заявлениях правительства большевиков[†] В заявлениях оппозиционного правительстваПочему 1917-й и 1929-й - границы особого этапа российско-американских отношений?
Имперская Россия (РСФСР [*] и Российское государство [†] в 1918–1922 гг., СССР с 1922 г.) | США |
По переписи 1926 г. численность населения составила 147 млн чел., в т. ч. 18 % городского. [1] | По переписи 1920 г. численность населения составила 106 млн чел., в т. ч. 51.2% городского; [2] по переписи 1930 г. – 123.2 млн чел., в том числе 56.1% городского.[3] |
Начало столетия демографического разорения страны. | Бурный демографический рост. |
Ожидаемая продолжительность жизни в 1920 г. – около 20 лет. [4] | Ожидаемая продолжительность жизни в 1920 г.: мужчин – 53.6, женщин – 54.6 года. [5] |
Экономический крах в начале периода, восстановление к концу периода. | Экономическое процветание. Усиление экономического первенства в мире. К концу 1920–х годов США производили почти половину объёма мировой промышленной продукции.[8] |
Коллапс потребления | Бум потребления |
К концу 1920–х годов установлен тотальный контроль государства над экономикой. | В военное время резко возросла роль федерального правительства в экономике. |
Борьба с «белой угрозой». Миллионы убиты. Созданы концлагеря для политических противников. | Борьба с «красной угрозой». Сотни высланы из страны, несколько человек посажены в тюрьму. |
Установлена партократия. Создано первое в мире тоталитарное государство. Установлено декоративное выборное право и декоративная власть советов. | Поддерживалась демократия с разделением властей. Федеральное правительство решало небольшой круг задач. Значительная власть сосредоточивалась в правительствах штатов. |
Женщины получили право голоса до прихода к власти большевиков, после Февральской революции 1917 г. | В отдельных штатах женщины стали получать право голоса с 1910 г. В 1920 г. право голоса женщин стало всеобщим.[9] |
В марте 1918 г. Россия вышла из Первой мировой войны, подписав сепаратный мир с Германией. | В апреле 1917 г. США вступили в Первую мировую войну и воевали до её окончания в ноябре 1918 г. |
В 1919 г. обязательность грамотности декларирована, но всеобщее начальное обучение не введено [10] | С 1918 г. начальное образование было обязательным во всех штатах,[11] ранее – почти во всех штатах. |
Доля грамотных в 1920 г. – 30–40 % [6], по переписи 1926 г. – 59.3%. [12] Массовая кампания по ликвидации неграмотности | Доля грамотных в 1920 году – 94 %, в 1930 г. – 95.7%.[13] |
К 1929 г. было 152 высших учебных заведения с числом студентов более 190 тыс. чел. [14] | К 1929 насчитывалось 1409 высших учебных заведений с числом студентов более 1.1 млн. чел. [15] |
Время «пролетарской культуры» Идеологический контроль в искусстве и литературе | Век джаза Развитие массовой культуры |
Почему 1917-й и 1929-й - границы особого этапа российско-американских отношений?
Октябрьский государственный переворот 1917 г. положил начало полной переустановке отношений новой России с США.
Ослабленная войной неповоротливая царская Россия стала добычей узурпаторов и политических авантюристов, захвативших власть и установивших красную диктатуру под флагом левых идей. Псевдо-социализм России начался с псевдо-социалистической революции (см. Революция, которой не было).
Большевистское правительство сделало антиамериканизм стратегией внешней политики. Красные комиссары открыто заявляли целью политического курса свержение "наглого господства кучки американских миллиардеров".
- военно-политическое влияние Соединённых Штатов резко возросло после их вступления в Первую мировую войну против блока Центральных держав и победы над ним;
- финансовое положение США резко возросло после того как ослабленная войной Англия уступила им роль финансового центра мира. США, бывшая колония Англии, вступили на олимп мировой экономического лидерства незадолго до Первой мировой войны, а после войны новичок стал законодателем мод.
Год 1929-й год также был переломным. По воле случая, перелом произошёл одновременно в обеих странах. Он поставил точку в переформатировании российско-американских отношений.
Иначе говоря, 1929 год поставил точку в становлении режима коммунистов в СССР и принёс коллапс в экономику США. Это поменяло вес соперников на ринге противостояния и привело к большим изменениям в их отношениях в 1930-е годы.
Какие сдвиги в отношениях двух держав произошли в это время?
[1] Численность, состав и движение
населения СССР: Статистические материалы. М: ЦСУ СССР, 1965. с.9. Istmat.info. Web. 18 Feb. 2020. https://istmat.org/files/uploads/31715/naselenie-sssr-1965.pdf
[2]
Urban and Rural Population: 1900 to
1990, US Census Bureau, released: Oct 1995, https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/tables/1990/1990-urban-pop/urpop0090.txt
[3]
https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/tables/1990/1990-urban-pop/urpop0090.txt
[4] Демографическая модернизация России,
1900–2000. Под редакцией Вишневского А. М., 2006, с. 271, 393. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija_vishnevski.pdf
[5]
Life expectancy in the USA, 1900-1998 https://u.demog.berkeley.edu/~andrew/1918/figure2.html
[6] Ефимова М.П., Долгих Е.А. «Статистическая
оценка грамотности населения России: от умения читать до учёных степеней». //
Вопросы статистики, 2016, № 9. с. 77–84. <https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/vopr_stat/gramot.pdf>; http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr%20.
[8] http://www.digitalhistory.uh.edu/disp_textbook.cfm?smtid=2&psid=3432
[9]
https://www.history.com/news/voting-rights-timeline; https://www.sos.wa.gov/_assets/elections/history-of-voting-in-america-timeline.pdf.
[10]
http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr%20.
[11] https://www.americanboard.org/blog/11-facts-about-the-history-of-education-in-america/
[12] Гудкова Е. Когда умение читать и писать стало общепринятой
нормой? https://www.culture.ru/s/vopros/chitat-i-pisat/
[13]
Nces.ad.gov. The Institute of Education Sciences, 1993. 7 Feb. 2020 <https://nces.ed.gov/naal/lit_history.asp>.
[14]
https://cyberleninka.ru/article/n/politika-rukovodstva-sssr-po-reformirovaniyu-vysshey-shkoly-v-1930-e-gg-na-materialah-irkutskoy-oblasti/viewer
[15]
120 Years of American education: statistical portrait. 1993, p. 75, <https://nces.ed.gov/pubs93/93442.pdf>.
Reeves T. Twentieth-Century America: A Brief History.
New York, 2000, pp. 65-99, digitalhistory.uh.edu <http://www.digitalhistory.uh.edu/>.
Heller Mikhail and Nekrich Aleksandr. Utopia in power.
The history of the Soviet Union from 1917 to the present. New York, 1986, с. 50-233.
Dmytryshyn B. USSR a concise history. 1965. New York, 1984, с. 64-155.