Советская индустриализация: Made in USA

Индустриализация любой страны опирается на «знаю как». Создание промышленности в СССР 30–х годов в СССР – не исключение. Наибольшая доля ноу–хау пришла в советскую индустрию из США. На втором месте Германия и Британия, затем другие страны Европы. Долгие годы вклад США и других стран в советскую индустриализацию был секретом. Многие россияне до сих пор не знают, что на промышленных гигантах первых пятилеток можно поставить штампик Made in USA.

📜В этой статье мы кратко рассмотрим цифры и факты, показывающие размер и составляющие американского вклада в индустриализацию СССР. Она продолжает публикацию Американский бизнес в индустриализации СССР – от контрактов к расправам, где показывается, как проходил и какую оценку советских властей получил импорт американских технологий в СССР.

Магнитогорский металлургический комбинат. Фото сделано в 1920-30-е гг.
 upload.wikimedia.org

Все флагманы первой пятилетки были построены по проектам и под контролем американских специалистов.

Среди них тракторные заводы в Сталинграде, Харькове и Челябинске, ДнепроГЭС, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Нижегородский (Горьковский) и Московский автомобильные заводы, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы.

Степень участия американцев в создании тех или иных предприятий варьирует от создания под ключ до разного рода контроля/помощи/участия в строительстве или модернизации промышленных предприятий. 

Что означает «под контролем», «с участием», «с помощью»?

Договор о технической помощи обязывал иностранную компанию:
  • «подготовить строительный или технологический проект с полным его описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов;
  • передать заказчику технологические секреты, патенты и др.;
  • прислать своих представителей для наблюдения за строительством и пуском объекта;
  • разрешить определенному количеству советских инженеров и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях.» [1]
Согласно текстам контрактов, американские специалисты лишь «консультировали» и оказывали «техническую помощь». На деле они руководили строительством и запуском многих предприятий. В одних случаях совместно с толковыми советскими специалистами, в других – вопреки указаниям красных инженеров.

Формальными руководителями строек нередко были советские партийцы с революционным опытом и низкими инженерными знаниями, а технический интеллект стройки представляли американцы. Вот примеры:
  • Формальным директором строительства Харьковского тракторного завода был партийный работник, промышленный опыт которого сводился к работе на небольших предприятиях в дореволюционное время. Фактически роль главного инженера строительства выполнял американский инженер Леон Эвис Сваджиян. [2]
  • Формальными руководителями строительства КМК назначали партийцев с революционным прошлым, а ключевой вклад внесли специалисты американской Freyn Engineering Company.
  • Главный консультант Днепростроя Хью Купер также играл далеко не консультативную роль.
Хью Купер, американский инженер, главный консультант Днепростроя. 1931. Фото Маргарет Бурк-Уайт. 1931. commons.wikimedia.org

Гиганты первой пятилетки, построенные по проектам и под контролем американцев, – только видимая часть технологического фундамента, заложенного в СССР специалистами США. Невидимая часть огромна и более значима.

Проектирование и строительство промышленных предприятий в СССР, начиная с 1929 г., шло  по американским технологиям.

Промышленное проектирование в стране было заново создано фирмой Альберта Кана из Детройта, «Альберт Кан Инкорпорейтед».

Советские проектировщики не умели проектировать современные на то время промышленные предприятия. Правительство заключило контракт на промышленное проектирование с известным американским проектировщиком Альбертом Каном, архитектором всемирно известных автомобильных заводов Генри Форда в США в River Rouge и Highland Park. 

Формально Кан был всего лишь архитектором-консультантом по промышленному строительству в СССР с 1930 по 1932 год. Его специалисты работали в составе Госпроектстроя. На деле с конца 20–х годов на нём держалось советское промышленное проектирование.

Методы и идеи фирмы Кана легли в основу советской школы стандартизации и сборных конструкций в промышленном дизайне. По его технологии ускоренного проектирования промышленных предприятий изготавливались стандартные строительные конструкции.

Конвейерный процесс проектирования Кана стал универсальным методом работы в архитектурных организациях СССР. Инженерные решения, разработанные с использованием американской системы стандартов, стали типовыми в советском промышленном строительстве. [3]

Достоинство метода фирмы было в том, что специалисты разного профиля сообща работали и координировали свои действия. В одной связке проекты готовили: архитектурные дизайнеры, чертежники, инженеры по конструкциям, механики, электрики, составители спецификаций, сметчики и экспедиторы, полевые суперинтенданты и офисные работники. [4]

Документация для одного завода могла быть подготовлена за один месяц, а завод мог быть введен в эксплуатацию через шесть месяцев после подписания контракта между архитектором и заказчиком.

А это советские методы промышленного строительства и советское оборудование 30-х годов: 

Рабы  ГУЛАГа на Колыме
Фрагменты из фильма: https://archive.org/details/youtube-7fhI9YMyvOo

На строительстве Беломорканала.

Число предприятий, построенных с прямым участием американских специалистов, исчисляется сотнями. 

Точное число их неизвестно. Известно число предприятий, в проектировании которых участвовала фирма Альберта Кана. По документам фирмы 30-х годов, были подготовлены чертежи и спецификации для 531 предприятия. [5] Согласно уточнённым данным брата и коллеги А. Кана, обнародованным в 1944 г., эта цифра составила 570. [6]

Проекты А. Кана и непосредственное участие американских фирм в строительстве и модернизации советских предприятий в 30-е годы не исчерпывают всего потока технологического импорта из США. Соответственно и число предприятий, куда направлялся этот поток, было намного больше.

СССР начал импортировать из США технику и технологии в 20-е годы и никогда не прекращал заимствования в тех или иных формах. Например, советская нефтяная промышленность с начала 20–х годов развивалась по американским технологиям и с американским оборудованием.

Тысячи заводов в СССР были спроектированы, построены и модернизированы на основе  американских проектов и ноу-хау, оставшихся в руках советского правительства и советских инженеров.

Американские модели техники сыграли роль ДНК в развитии советской техники. 

Это касалось как оборудования, на котором производилась промышленная продукция, так и  техники, выпускавшейся для потребления в народном хозяйстве. 

Начиная с 20-х годов специалисты СССР привозили из США образцы промышленного оборудования. С тех времён советские инженеры копировали американские образцы или создавали их производные. В 30-е годы эта практика лавинообразно расширилась. Прототипами советских тракторов и автомобилей и другой техники были американские модели.

Другие страны, прежде всего Германии, тоже повлияли на советскую технику, но американское влияние доминировало.

Только часть заимствованных моделей производилась в СССР по лицензиям. Над «изучением зарубежной техники», фактически копированием, работали целые лаборатории. Например, трактор «Сталинец», якобы созданный лабораторией Челябинского тракторного завода, был вариацией американского Caterpillar.

Безлицензионное использование стало в СССР распространенной практикой с 20–х годов. Устойчивая традиция «цап–царап» сохраняется до сих пор.

Шульга И.М. Первый трактор на селе. 1937
Первые советские трактора были варациями "Фордзона".

В советской индустриализации участвовали сотни американских фирм.

Их точное число неизвестно. Невозможно собрать информацию по всем фирмам, участвовавшим в технологическом экспорте в СССР в самых разнообразных формах, включая поставки оборудования, проектирование, консультирование, контроль строительства, обучение рабочих и специалистов в СССР, передачу знаний и техники советским специалистам и делегациям, приезжавшим учиться в США и т.д.

К 1931 г. советское правительство  установило через Амторг контакты с 1600 американскими фирмами. [7] Из США поставлялось оборудование для промышленности и транспорта, сельскохозяйственная техника. Только на Сталинградский тракторный завод поставки вели десятки компаний. 

Контракты на передачу технологий заключили десятки фирм. В период бума контрактов, по состоянию на июль 1931 года, более 44 компаний США подписали договоры с советским правительством. Среди них RCA, General Electric, Ford Motor, Sperry Gyroscope, International Harvester, Austin, DuPont, McKee, Radio Corporation od America и др. [8]

Из 218 контрактов, подписанных с иностранными компаниями в 1930-1945 гг., 140 пришлось на американские компании (64%), которые обслуживали практически все отрасли экономики СССР. Тридцать три контракта (15 %) были подписаны с немецкими фирмами. [9]

Точное число фирм и точная стоимость советских заказов в США неизвестны. Американские статистики не смогли выяснить эти цифры. Советская статистика не пыталась это делать.

Число американских специалистов и рабочих, работавших на строительстве и запуске советских предприятий, могло составлять от тысяч до десятков тысяч.

Определить общее число американцев, приехавших на «стройки социализма», невозможно. Часть из них приехала по контрактам американских фирм с советским правительством, часть своим ходом.

Желающих было много: только в 1931 году за восемь месяцев было подано более 100 000 обращений. Из-за нехватки твердой валюты и продовольствия на работу в СССР брали только квалифицированных рабочих и специалистов. [10] 

В одном из исследований указывается общая цифра иностранных специалистов в 70–80 тысяч. [11] Число американцев среди них неизвестно. Статистика по числу приехавших рабочих совсем туманна.

По официальным отчетным данным НК РК И СССР, на 4 сентября 1932 г. в СССР насчитывалось 9190 иностранных специалистов и 10 655 рабочих. [12] Сколько из них было американцев официальная статистика не указывает.
Известно, что к этому времени многие американские специалисты уже уехали (см. https://rusamerist.blogspot.com/2025/01/amerika-v-industrializacii-sssr.html).  Поскольку приезд–отъезд шёл больше десятилетия, с максимумом приехавших в 1929–1931 гг., общее официальное число должно быть намного больше. 

По одному из исследований, число американских специалистов (архитекторы, инженеры, дизайнеры, прорабы), составляло примерно 1200–1500. [13] 

Некоторый свет на вопрос проливают данные о числе американцев, репрессированных в СССР. Согласно исследованиям, в архивах КГБ обнаружены досье на несколько тысяч американских жертв сталинских репрессий. [14]

Согласно другим косвенным данным, вернулись из СССР около 1200 из 6000 американцев и канадцев – главным образом те, кто сохранил гражданство. [15]

География советско–американских строек охватила обширную территорию от Ленинграда до Баку, от Запорожья до Кузнецка.

Примерное число городов, где были построены предприятия по проектам и под контролем американцев составляет 20-30. В 50-70 городах проведено совместное проектирование и запуск предприятий. Поставки оборудования и ноу-хау велись в 150-200 городов.

Вот далеко не полный список мест, где американцы работали на строительстве и модернизации советских предприятий: [16]
Москва (ряд предприятий, включая автомобильный и подшипниковый заводы),
Ленинград (ряд предприятий, включая электротехнические заводы и Путиловский завод),
Сталинград  (тракторный завод),
Челябинск (тракторный завод),
Харьков (тракторный завод),
Магнитогорск (металлургический комбинат),
Нижний Тагил (металлургический комбинат),
Кузнецк (металлургический комбинат),
Горький (автомобильный завод),
Запорожье (ДнепроГЭС),
Новосибирск (станкостроительный завод),
Куйбышев (авиационный завод),
Ижевск (машиностроительный завод),
Свердловск (машиностроительные заводы),
Грозный (нефтеперерабатывающий завод),
Тула (модернизация оружейного завода),
Баку (нефтеперерабатывающие заводы),
Казань (авиационный завод),
Коломна (машиностроительный завод),
Подольск (механические цеха),
Калуга (станкостроительный завод) и др. 

Строительство ДнепроГЭС. Фото 1934 г. upload.wikimedia.org

Американское техническое знание стало основой советской научно-технической школы. 

Оно распространялось по множеству каналов.

    🏭  В 20-е и начале 30-х годов поездки советских управленцев и инженеров в США были обычной практикой. Они изучали опыт ведущих американских компаний в разных отраслях промышленности.

Вот примеры:
  • Чтобы обеспечить правильную сборку и эксплуатацию тракторов, советские техники перенимали опыт непосредственно на заводах США.[17] 
  • Модернизация нефтедобычи в СССР с 20-х годов шла на основе знакомства советских инженеров и руководителей с добычей нефти в США, закупки оборудования и применения американских технологий. 
  • Модернизация пищевой промышленности СССР была проведена по американским образцам после того, как нарком пищевой промышленности Микоян и несколько комиссий съездили в США для изучения американского опыта. 
В годы первой пятилетки несколько сотен советских инженеров были отправлены на учёбу в Соединённые Штаты. [18] 

Организацией обучения в США занималась постоянная комиссия по техническим и научным связям с Америкой, созданная в 1927 г. при Политбюро ЦК ВКП(б).  [19] 

    🏭  Советсткие инженеры  учились по американским техническим журналам. К концу 1930-х годов подписка на них исчислялась многими тысячами. Одним из наиболее заметных был русскоязычный журнал «Американская техника», который начал выходить в Нью-Йорке в 1924 году и продавался в Советском Союзе. Он имел более 5000 советских подписчиков. В нём публиковались подробные статьи американских инженеров о новинках американской технологии и промышленной организации. [20] Публикации американских учёных послужили первым шагом в создании отраслевой научно-технической литературы. [21]

  🏭 Советские специалисты и рабочие проходили обучение в ходе совместной работы с американскими проектировщиками, инженерами и рабочими, приехавшими в СССР. 

Обучение специалистов

Только специалистами А. Кана (формально числившимися на службе в Госпроектстрое) обучены более 4000 советских архитекторов, чертежников и инженеров. [22]

В другой проектно–конструкторской организации, Гипромезе, американские и в меньшей степени немецкие инженеры, по сути, управляли отделами и вестернизировали весь технический персонал. (A. Sutton). В 1930 году там насчитывалось 400 иностранных консультантов (большинство из них были американцами) из 2000 сотрудников. [23]

На всех строящихся предприятиях советские специалисты проходили школу американских технологий строительства.

После запуска заводов американцы обучали мастеров и других специалистов организации производства. Для налаживания производства Форд направил в СССР несколько сотен инженеров и рабочих. [24]

Обучение рабочих
На стройках первой пятилетки работали тысячи малограмотных людей, которые никогда раньше не видели электрического света и не работали на машинах. Американские рабочие передавали опыт местным рабочим. Не всегда это было успешно. Мешали межкультурные различия.

Обучение потребителей
Ещё в 20-е годы на специальных обучающих фермах американцы помогали осваивать трактора. Эти усилия часто приводили к неожиданному результату. Учителя удивлялись, что трактор, который служит американским фермерам 10 лет, на советских нивах работает только три года.

🏭 Американские учителя привлекались для обучения учеников советских школ. В 20-е годы в советских школах практиковались идеи обучения Джона Дьюи и система Дальтона. Американцы обучили тысячи советских специалистов, рабочих и потребителей.

Американский бизнес предоставил для советской индустриализации кредиты.

General Electric стала первой американской компанией, предоставившей Советскому Союзу долгосрочный кредит в 1928 году. [25] Он предназначался для закупок электротехнического оборудования и был рассчитан на 5 лет; сумма составила 26 млн. долларов. [26]

Итак...

Долгие годы вклад США в индустриализацию СССР был секретом. Советская пропаганда представляла историю первых пятилеток как  индустриализацию своими силами: «Советские инженеры, архитекторы и рабочие, вдохновлённые героическими идеями социализма, сами создали заводы, которые затмевают лучшие промышленные объекты США…» [27Как видим, факты говорят о другом.

В советских технологических заимствованиях не было ничего унизительного. СССР прошёл обычный путь догоняющих стран. Импорт технологий позволил ужать время индустриализации на десятки лет.

Сотрудничество США и СССР включало все составляющие международного трансфера технологий:
  • передачу технического знания в широчайшем спектре,
  • проектирование промышленных предприятий инновационным модульным методом,
  • управление строительством предприятий,
  • оборудование предприятий самой современной техникой,
  • управление запуском производства,
  • обучение потребителей обращению с выпускаемой техникой.
Советская индустриализация шла с заметным американским участием:
  • Все флагманы первой пятилетки были спроектированы американскими специалистами и построены под их контролем.
  • Промышленное строительство в период советской индустриализации велось по проектам американской фирмы Альберта Кана.
  • Модели советской техники поначалу дублировали, а позднее были созданы на основе американских моделей.
  • Десятки американских компаний экспортировали технологии промышленного строительства и производства в СССР.
  • География советско–американских строек охватывала десятки городов, география советско-американского промышленного сотрудничества - сотни городов.
  • Американцы обучили тысячи советских специалистов, рабочих и потребителей.
  • Американское техническое знание стало основой советской научно-технической школы.
  • Американский бизнес предоставил для советской индустриализации кредиты.
Подробнее о вкладе США в создание различных отраслей советской промышленности - в отдельном посте.
***

Вернуться на главную страницу: https://rusamerist.blogspot.com/

________________________
[1] Шпотов Б.М. Западные источники индустриализации СССР (конец 1920-х – 1930-е гг.).

[2] Josephson, P. R. Would Trotsky Wear a Bluetooth? Technological Utopianism in the Soviet Union in the 1920s: Technological Utopianism under Socialism, 1917–1989. Baltimore, 2010, p. 28.

[3] Melnikova-Raich S. The Soviet Problem with Two "Unknowns": How an American Architect and a Soviet Negotiator Jump-Started the Industrialization of Russia, Part I: Albert Kahn, p. 75.

[4] Crawford C. E. From Tractors to Territory: Socialist Urbanization through Standardization Journal of Urban History 2018, Vol. 44 (1), p.60.

[5] Crawford C. E. From Tractors to Territory: Socialist Urbanization through Standardization Journal of Urban History 2018, Vol. 44(1), p. 68.

[6] Melnikova-Raich S., p. 75.

[7] Россия и США: экономические отношения, 1917 – 1933: Сб. документов. М. 1997, с. 8.

[8] More Than 600 Americans Are Now Working for the Soviets. - Business Week, 16 July 1930, 25.

[9] Bailes K. E. The American Connection: Ideology and the Transfer of American Technology to the Soviet Union, 1917-1941. Comparative Studies in Society and History, Vol. 23, No. 3 (Jul., 1981), p. 433.

[10] Baker E. American workers in the Soviet Union between the world wars: From dream to disillusionment. Vincent 1998.

[11] Graziosi A. Foreign Workers in Soviet Russia, 1920-40: Their Experience and Their Legacy International Labor and Working-Class History? No. 33 (Spring, 1988).

[12] Касьяненко В. И. Завоевание технической независимости СССР. М., 1972, С. 186.

[13] Dreilinger D. Built in the U.S.S.R. (by Detroit) https://lsa.umich.edu/lsa/news-events/all-news/search-news/built-in-the-u-s-s-r---by-detroit-.html; Melnikova-Raich S., p. 68.

[14] Hochschild A., Unquiet Ghost: Russians Remember Stalin. New York, 1994), p. 156.

[15] Melnikova-Raich S.

[16] Подробнейшая информация об участии американских компаний в советской индустриализации с указанием городов СССР даётся в трёхтомном исследовании Antony C. Sutton. Western Technology and Soviet Economic Development.

[17] Josephson, P.R. Would Trotsky Wear a Bluetooth? Technological Utopianism in the Soviet Union in the 1920s, Baltimore, 2010, p. 27.

[18] Bailes K. E, p. 440.

[19] Супоницкая И.М. Американизация советской России в 1920-1930-е гг. – Вопросы истории, №9, Сентябрь 2013.
 
[20] Bailes K. E, p. 437.

[21] Матвейчук А. А., Евдошенко Ю. В. Американский опыт на страницах журнала «Нефтяное хозяйство». – Нефтяное хозяйство. 2005, № 9, с. 41.

[22] Melnikova-Raich S.

[23] Bailes K. E, p. 439.

[24] Супоницкая И.М. Американизация советской России в 1920-1930-е гг. – Вопросы истории, № 9, Сентябрь 2013.

[25] Bailes K. E. The American Connection: Ideology and the Transfer of American Technology to the Soviet Union, 1917-1941. Comparative Studies in Society and History, Vol. 23, No. 3 (Jul., 1981), p. 434.

[26] Супоницкая И.М. Американизация советской России в 1920-1930-е гг. – Вопросы истории, №9, Сентябрь 2013.

[27] Журнал «Архитектура в СССР», октябрь 1938 г. – Melnikova-Raich S. The Soviet Problem with Two "Unknowns": How an American Architect and a Soviet Negotiator Jump-Started the Industrialization of Russia, Part I: Albert Kahn, p. 76.


Государственный антиамериканизм от Ленина к Путину